Ретейлеры предсказали продажи подарков детям на уровне 2015 года
Родители не готовы экономить на новогодних подарках для детей, следует из исследования аналитиков крупнейшего игрока рынка «Детский мир» (контролируется АФК «Система»). По его прогнозу, в декабре 2016 года россияне потратят на игрушки для детей около 28 млрд руб. — это на 1,1% больше, чем в 2015 году.
Согласно подсчетам «Детского мира», средняя стоимость новогоднего подарка вырастет на 3,1% и составит 1268 руб. Больше всего родители потратят в Краснодаре — около 1420 руб., а значительнее всего средний чек за год вырос в Нижнем Новгороде — примерно на 8,8%, до 1214 руб. Москва занимает второе место по размеру среднего чека — около 1276 руб., следует из данных «Детского мира». Самыми популярными игрушками в ноябре—декабре 2016 года, согласно продажам «Детского мира», будут конструкторы Lego и куклы Demi Star.
Траты родителей останутся на уровне прошлого года, согласен основатель сети гипермаркетов детских товаров «Бегемот» Сергей Киселев, — это примерно 1500 руб. Средний чек может даже вырасти до 25%, прогнозирует гендиректор Ideas4Retail (развивает сети Hamleys, Mamas & Papas, Imaginarium) Александра Вантье. Но, по ее словам, это связано в первую очередь не с увеличением покупательской активности, а с увеличением стоимости самих игрушек, цены на которые росли на протяжении всего 2016 года.
Средний чек на новогодние подарки в этом году сократится примерно на 5–10%, не согласен гендиректор интернет-магазина детских товаров Esky.ru Александр Пискунов. Кризис сказывается на доходах семей и не может не повлиять в том числе и на новогодние траты, считает он. Предновогодний рост продаж в этом году проходит намного сдержаннее, чем в прошлом, говорит президент Ассоциации производителей детских товаров Антонина Цицулина. Сейчас продажи остаются на уровне середины ноября, сетует она.
Подготовка к празднику
Чтобы увеличить новогодние продажи, сети детских товаров привлекают покупателей акциями и мероприятиями в магазинах, рассказывают опрошенные РБК участники рынка. В частности, «Детский мир» запустил сайт «Новогодняя ярмарка» с рекомендации по выбору подарков для детей в зависимости от пола и возраста, рассказывает начальник управления по внешним и внутренним коммуникациям сети Надежда Киселева. Кроме того, большинство магазинов сети продлевают время работы, а четыре популярных супермаркета Москвы переходят на круглосуточный режим работы, замечает она.
Ideas4retail каждый год устраивает рождественскую ярмарку в Центральном детском магазине (ЦДМ), рассказывает Вантье. На ярмарке продаются сезонные украшения, аксессуары и новогодние игрушки, например символ года, проводятся мастер-классы и новогодние шоу, рассказывает она. Потребитель начинает привыкать к тому, что ярмарки размещаются не на улице, а внутри торгового центра, замечает Вантье, поэтому компания ожидает роста продаж на рождественском базаре в этом году.
Рост за счет цен
В целом, про прогнозу «Детского мира», рынок детских товаров вырастет на 1% по итогам 2016 года, до 519 млрд руб. Рынок «в лучшем случае стагнирует». «Если он и будет расти, то несущественно», — заявлял ранее гендиректор «Детского мира» Владимир Чирахов РБК. Отрасль вырастет примерно на 5,2% по итогам года, считает Цицулина. В основном рост обусловлен повышением цен и консолидацией рынка, замечает она. Доля крупнейших игроков растет за счет доли мелких продавцов детских товаров, рассказывает она. С ней соглашается и Киселев из «Бегемота».
Мнение о том, что «на детях не экономят», — заблуждение, считает Пискунов. По его словам, частота покупок игрушек в 2016 году значительно сократилась: основными поводами остались день рождения и Новый год.