Владелец сети «Красное и Белое» перенес IPO из-за «рыночных условий»
Накануне запланированных на 10 ноября торгов ценными бумагами Mercury Retail Group на Московской бирже компания объявила, что решила отложить планируемое IPO «в связи со сложившимися рыночными условиями».
Кипрская Mercury Retail Holding PLC — компания, через которую группа управляет сетями алкомаркетов «Красное и Белое» и «Бристоль», — собиралась разместить до 200 млн глобальных депозитарных расписок (каждая расписка равна одной акции) по цене $6–6,5 за штуку. Это соответствует до 10% уставного капитала. Тем самым рыночная капитализация ретейлера могла составить $12–13 млрд.
Разместившись даже по нижней границе объявленного диапазона стоимости бумаг, Mercury Retail Group все равно стоила бы дороже, чем лидеры рынка продовольственной розницы — X5 Group и «Магнит». По состоянию на 12:25 мск 9 ноября 2021 года капитализация X5 Group на Лондонской фондовой бирже равнялась $9,4 млрд, «Магнита» — около $10 млрд.
Чем известна Mercury Retail Group
На конец июня 2021 года группа управляет почти 13,5 тыс. магазинов, из них около 9,5 тыс. — принадлежат сети «Красное & Белое», 4 тыс. — «Бристоль».
Начавшие свое развитие с формата классического алкомаркета сети сегодня позиционируются как магазины формата ultra convenience (точки в шаговой доступности, но с меньшим ассортиментом, чем у «магазинов у дома»). Сама Mercury Retail Group со ссылкой на оценку исследовательской компании GfK указывала, что доля всей группы в этом сегменте составляет 43%.
Выручка ретейлера, по собственным данным, в 2020 году составила 577,2 млрд руб., скорректированная EBITDA — 55,9 млрд руб., чистая прибыль — 25,6 млрд руб.
Продавать свои бумаги в рамках IPO планировали только текущие владельцы Mercury Retail Holding: сейчас 49% всей группы принадлежит основателю «Красного & Белого» Сергею Студенникову и его семье. У основателей сети «Бристоль» Игоря Кесаева и Сергея Кациева 37,25 и 7,69% соответственно. Владельцы оставшихся 6,06% не раскрываются.
Управляющий директор по инвестициям «ТКБ Инвестмент Партнерс» Владимир Цупров предполагает, что IPO могло быть перенесено из-за того, что бумаги ретейлера не нашли спроса по оценке, которую хотели получить его владельцы: «Может быть, они и справедливо достаточно дорого оценивают свой бизнес, но, вероятно, инвесторы посчитали, что велик риск не продать бумаги дороже через полгода. Это все же офлайн-бизнес, который не относится к вечнорастущим хайповым историям». Реальных рыночных обстоятельств, из-за которых стоило бы переносить сделку, Цупров сейчас не наблюдает.
В записке для потенциальных инвесторов аналитики «ВТБ Капитала» (выступал одним из организаторов размещения Mercury Retail Group) отмечали, что средний рост сопоставимых продаж (продажи компании без учета новых открытых магазинов) ретейлера за последние восемь кварталов показывал опережающие темпы среди продовольственных торговцев — 15,8%. Во втором квартале 2021 года сопоставимые продажи компании выросли на 14,8%, тогда как у «Магнита» — 5,2%, у X5 Group — на 4%.
С января по июнь 2021 года Mercury Retail Group показывала более высокие темпы роста выручки, чем лидеры рынка: ее доходы выросли на 26,5%, у X5 — на 9,5%, у «Магнита» — на 7,7%.
Ранее также со ссылкой на «рыночные условия» о переносе IPO на Нью-Йоркской и Московской биржах на начало 2022 года объявил сервис «Делимобиль».