Еврокомиссия ввела антидемпинговые пошлины на фанеру из России
Это может грозить ЕС переориентацией экспорта и ростом цен на конечную продукциюЕвропейская комиссия решила ввести постоянные антидемпинговые пошлины на ввоз березовой фанеры из России вместо временных пошлин, которые действовали с июня 2021 года. Об этом говорится в сообщении в Официальном журнале Европейского союза, опубликованном во вторник, 9 ноября.
Размер постоянных пошлин отличается от временных. Так, для предприятий крупнейшего в мире производителя фанеры «Свеза» Алексея Мордашова размер пошлины снижен с 15,9 до 14,4%, а для Вятского фанерного комбината, принадлежащего Segezha Group Владимира Евтушенкова, — с 15,7 до 14,85%.
Россия — основной поставщик березовой фанеры в Европу. В 2019 году объем ее импорта составил 1,082 млн куб. м, а доля поставок из России на европейском рынке увеличилась с 46% в 2017 году до 56% в 2020 году, следует из данных Еврокомиссии. По данным внешнеторговой базы Eurostat, в 2019 году в денежном выражении импорт березовой фанеры из России составил €145 млн, в 2020 году — €95 млн. Среди основных поставщиков из России — «Свеза», Segezha Group, а также Сыктывкарский фанерный завод и Жешартский ЛПК (входит в United Panel Group).
«Мы считаем это решение Еврокомиссии несправедливым — «Свеза», как крупнейший производитель березовой фанеры в мире, не занималась и не занимается демпингом при поставках как на европейские рынки, так и в другие регионы», — передал РБК через представителя директор по взаимодействию с государственными органами компании «Свеза» Борис Френкель.
«Рынок фанеры глобален и высококонкурентен, демпинг как инструмент на нем попросту неэффективен. Мы считаем это решение политическим и будем продолжать работу с европейскими регуляторами по его отмене», — добавил Френкель. Он не исключил, что «Свеза» будет оспаривать решение Еврокомиссии в судебных инстанциях. При этом компания продолжит поставки в Европу, выполняя обязательства перед европейскими клиентами с уплатой новых пошлин.
Президент Segezha Group Михаил Шамолин заявил РБК, что считает решение Еврокомиссии «политически мотивированным и льющим воду на мельницу наиболее ярких критиков России из числа восточноевропейских стран». «С экономической точки зрения решение не имеет смысла, поскольку помогает заработать небольшому количеству производителей фанеры в Европе, одновременно создавая убытки несравнимо большему количеству потребителей. Что касается влияния на экономику Segezha Group — эффект нулевой, поскольку часть объема будет перераспределена на другие рынки, а на оставшуюся часть цены будут подняты ровно на размер пошлины», — говорит он.
Почему в Европе ввели пошлины
Постоянные пошлины, как и временные, были введены как ответ на жалобу производителей из стран ЕС. Она была подана в Еврокомиссию еще в августе 2020 года европейским Консорциумом деревообрабатывающей промышленности (Woodstock Consortium) от имени двух производителей, выпускавших в 2019 году более 25% всей березовой фанеры в Евросоюзе.
В ходе предварительного расследования европейский регулятор пришел к выводу, что экспортеры фанеры из России занижали цены на свой товар — по его данным, средние цены на фанеру из России с 2017 года до весны 2021 года снизились почти на 10%, с €646 до €584 за тонну.
На заседании комитета по инструментам торговой защиты Еврокомиссии в середине октября, на котором рассматривался вопрос о замене временных пошлин постоянными, не было принято окончательного решения, рассказывали РБК в пресс-службе ассоциации Birch Plywood Alliance (объединяет 114 компаний из 25 стран EC — в основном это импортеры и конечные потребители фанеры). По 12 членов комитета выступили за и против введения таких ограничений, а еще трое воздержались. «Это позволяет Еврокомиссии принять решение о введении постоянных пошлин на березовую фанеру из России. <...> Весьма вероятно, что они это сделают, поскольку они это [ранее] предлагали», — добавили там.
В «Свезе» уже предупреждали, что из-за пошлин российская фанера будет поставляться по «более высоким ценам», что неизбежно приведет к повышению стоимости продукции, выпускаемой ее европейскими клиентами, и снижению ее конкурентоспособности в границах ЕС и на мировом рынке. Временные пошлины уже стали одной из причин резкого роста цен на фанеру на европейских рынках наряду с повышенным спросом на стройматериалы, уточнял представитель компании. Летом об этом же говорил и управляющий директор по реализации программ развития и лесной политике Segezha Group Николай Иванов: «Рынок сегодня настолько дефицитный, что ущерб от введенных пошлин будет не для производителей в России, а для потребителей в ЕС». По его данным, за год цены на фанеру выросли примерно на 40%.
9 ноября Борис Френкель также допустил, что некоторые другие российские производители могут частично переориентировать поставки из Европы на американский или стремительно развивающийся азиатский рынок, что может спровоцировать в Европе дефицит сырья, который приведет к сокращению производств, заморозке проектов или даже закрытию ряда компаний. Николай Иванов уточнял, что при нынешнем спросе на фанеру производители могут переориентировать ее поставки на рынок Великобритании, США и Китая.