Метод Цекало: как шоумен стал первым российским партнером Netflix
«Смотрите, вот эта вот стоит пластмасска — это лучшая зарубежная криминальная драма прошлого года за «Метод» на Нью-Йоркском кинофестивале. Вон хьюстонская награда [Хьюстонского международного кинофестиваля] за него же, вон «Портсмут» [приз Международного кинофестиваля в Портсмуте] за «Саранчу», — 55-летний Александр Цекало показывает корреспонденту журнала РБК многочисленные награды, которые стоят в его офисе.
«Но здесь это никого не парит, не трогает. Я не считаю, что передо мной на улице должны розы стелиться, но это вообще ни на чем не отразилось. А когда мы сидели в Sony и разговаривали со Сэнфордом Паничем [президентом Columbia Pictures], он, узнав о наградах «Метода», сразу попросил показать ему сериал. Я сижу с этой флешкой, трясущийся. На встречу сначала отвели 30 минут, в итоге она длилась два часа», — рассказывает Цекало.
О своем успехе — сделке с Netflix он рассуждает спокойно и довольно скромно, без восторга: «Может быть, в Америке нехватка своих идей. А в других странах такие психованные люди, как я, роют землю, чтобы делать сериалы качественно на международном уровне».
Предполагалось, что «Мажор» в каталоге Netflix изначально появится на русском языке с английскими субтитрами уже осенью 2016 года, но пока так и не вышел.
По словам Цекало, «Среда» также ведет переговоры с американской компанией Critical Content о съемке американской версии сериала, сейчас стороны на стадии «финального урегулирования». При этом Netflix изучает и возможность покупки прав на другие сериалы «Среды» — «Метод», «Саранчу» и «Фарцу», говорит Цекало. Информацию о том, что онлайн-кинотеатр интересуется другими сериалами «Среды», РБК подтвердил представитель дистрибьютора Ecco Rights, который работает с компанией с 2013 года. В Netflix на вопросы журнала РБК не ответили.
Слава богу, ты ушел!
Впервые Александр Цекало стал известен в 1990-х годах как солист «Кабаре-дуэта «Академия», в котором вместе с Лолитой Милявской исполнял комические куплеты. Дуэт распался на рубеже 2000-х годов, после ухода с эстрады Цекало перебрался на телевидение, но уже не только в качестве шоумена. С 2002 года он работал исполнительным, а затем генеральным продюсером телеканала СТС. Там Цекало запустил порядка 17 проектов, среди них — «Истории в деталях», «Хорошие песни», «Хорошие шутки», «6 кадров» и другие.
В 2007-м Цекало перешел на «Первый канал», где около года в статусе заместителя гендиректора Константина Эрнста курировал департамент спецпроектов. Под руководством Цекало на канале, к примеру, запустилось популярное шоу «Стенка на стенку». «Предложение [«Первого»] было лестным, но это было не мое. Должности как таковые меня не очень интересовали — хотелось заниматься собственным творчеством, а не управлять чьим-то», — вспоминает он.
В 2008 году Цекало вместе с деловым партнером Русланом Сорокиным ушел в свободное плавание: продюсеры основали компанию «Среда».
Они познакомились на выходившем на канале СТС шоу «Слава богу, ты пришел!» в 2005 году: Сорокин был его креативным продюсером, Цекало — генеральным продюсером и ведущим.
На «Первый канал» оба перешли вместе, а первый заказ «Среда» получила от прошлого работодателя: Эрнст доверил бывшему заму работу над шоу пародий «Большая разница». «Наши любовь и интерес к производству развлекательного контента были сильнее желания управлять каналом», — рассказывает в интервью журналу РБК Руслан Сорокин.
По его словам, «Среда» представила руководству «Первого» шоу с «понятной экономикой» и рыночной ценой одного часа, несмотря на сложность и большое количество декораций. Сорокин уверяет, что у них с Цекало не было никаких «административных преимуществ», компания просто хорошо знала требования «Первого».
Кризис 2008 года Цекало вспоминает спокойно: «Кризисный год, не кризисный — не имеет значения. Мозги нужны всегда, каналы все равно снимают программы, сериалы, конкурируют. Да, сокращаются бюджеты и снижается прибыль. Но у нас особый бизнес: мы не можем работать в два раза больше, чтобы сохранить норму прибыли. Рынок просто не проглотит столько контента».
Сорокин о старте в сложный период вспоминает с гордостью: «В единственном павильоне, который на тот момент работал на киностудии «Амедиа», снимались выпуски «Большой разницы». Остальные павильоны пустовали год». Правда, продюсер Александр Акопов, возглавлявший «Амедиа» в 2002–2015 годах, это опровергает: «Ситуации, когда «Среда» оставалась единственным арендатором павильонов, не было никогда». По его словам, в кризис 2008–2009 годов киностудия действительно пустовала, но в работе находилось около половины павильонов.
Пять ипостасей Александра Цекало
Успешная карьера Александра Цекало в индустрии развлечений длится уже почти три десятка лет, за это время он сменил как минимум семь очень разных амплуа. В подборке — самые известные образы Цекало.
В начале 1990-х Цекало прославился как участник комического «Кабаре-дуэта «Академия», где пел вместе с Лолитой Милявской.
За свою карьеру Цекало сыграл в нескольких полнометражных фильмах и сериалах, в том числе в тех, что продюсировал.
С начала 2000-х годов Цекало был ведущим почти двух десятков шоу на центральных каналах России. Он был лицом не только шоу «Большая разница» и «Прожекторперисхилтон», но известных проектов конца 1990-х — начала 2000-х «Доброе утро, страна!» и «Слава богу, ты пришел!».
Почти 15 лет своей жизни Цекало не только вел, но и продюсировал развлекательные программы. Программ, в которых он остался за кадром, набралось чуть меньше 20 — «Истории в деталях», «Утро с Киркоровым», «Чета Пиночетов» и многие другие.
С 2007 года Цекало буквально заболел сериалами. Именно на них сегодня сосредоточена вся его работа — пока за плечами девять проектов.
Фото: Александра Шогина/ТАСС, Антон Новодережен/ТАСС, кадры из фильмов
«Эскадрилья истребителей»
Одно из самых рейтинговых шоу в истории российского телевидения оказалось на грани закрытия еще на старте: пилотный выпуск «Большой разницы» вышел чересчур дорогим, вспоминает Сорокин.
«Константин Львович [Эрнст] тогда сказал крылатую фразу, что ему нужен не атомный бомбардировщик, а эскадрилья истребителей. «Большая разница» должна была стать этой эскадрильей. Коллеги говорили, что [соответствовать запросам «Первого»] нереально, но мы приняли вызов», — говорит партнер Цекало. По его подсчетам, расходы на съемки одного выпуска часовой «Большой разницы» удалось сократить в 4–5 раз, до 6–8 млн руб. Продюсеры снимали шоу по технологии сериального производства, как ситкомы. К примеру, все скетчи разыгрывались в декорациях-трехстенках.
Идея проекта «Большая разница» родилась еще на СТС, на съемках «Слава богу, ты пришел!», рассказывает Цекало. Эту идею продюсер обсуждал со своим соведущим Михаилом Шацем. «Я тогда вспомнил про «ОСП-студию» и сказал Мише, что сожалею о том, что проект закрылся», — вспоминает он.
Шоу выходило в эфир на протяжении шести сезонов — с января 2008-го до июня 2014-го. За эти годы продюсерам удалось отснять почти 80 оригинальных выпусков. По подсчетам аналитической компании TNS, в эфире «Первого» программа была показана 106 раз. В среднем «Большую разницу», которая выходила сначала раз в две недели, а потом раз в месяц, смотрели более 4 млн человек.
Доля каждого выпуска (число зрителей программы по отношению к общему числу смотрящих телевизор в данный момент) составляла 19,3%, рейтинг — 6,2%. Самый популярный выпуск «Большой разницы» (от 13 сентября 2009 года) собрал у экранов 7,12 млн человек (доля — 33,5%, рейтинг — 11%), подсчитала TNS для журнала РБК.
На протяжении нескольких лет «Большая разница» кормила «Среду». «Это был сытный хлеб для компании, но не для ее акционеров», — признает Сорокин. По его словам, всю прибыль владельцы реинвестировали в развитие компании — заказ сценариев и покупку прав.
Успех в России привел к тому, что «Среда» начала производить украинскую версию «Большой разницы» на родине Цекало (Александр родился в Киеве). О том, сколько денег компании приносила украинская программа, Цекало не говорит. Однако, по словам Акопова, обычно доход российских производителей на этом рынке составляет 10–15% от суммы контрактов на родине.
Сначала шоу выходило на канале ICTV, затем на «1+1» и «Интере». На Украине шоу выходило с 2009 по 2013 год. Сколько в этот проект было вложено денег и окупился ли он, основатель «Среды» говорить отказался.
Сорокин отмечает, что съемки украинской «Большой разницы» помогли хорошо изучить местный рынок. В итоге первый сезон «Мажора» спустя пару лет снимался в Киеве. Украинская версия также подарила новых героев российскому телевидению: например, актер Андрей Бедняков стал лицом развлекательного канала «Пятница».
«Большая разница» «подустала» на третьем году существования. «Мы придумали, как сократить расходы на съемки, но не рассчитали главного: темы, доступные широкой аудитории, быстро иссякли. Программа начала терять аудиторию», — рассказывает Сорокин.
Тормозил продюсеров и сознательный отказ от политических пародий. «Украинские эпизоды были менее скованны. Там мы спокойно пародировали кого угодно и как угодно. Я помню, как Ваня [Иван Ургант, соведущий «Большой разницы»] мне сказал грустную вещь: «Знаешь, последнее время мне вести украинскую «Большую разницу» стало интереснее, чем российскую». Там был настоящий кураж», — рассказывает Цекало.
Всего за пять лет совместной работы «Среда» сняла 17 шоу. Это были и многосерийные проекты, такие как «Большая разница» и «Дураки дороги деньги» (РЕН ТВ), и пилотные выпуски, например «Кабаре без границ», три выпуска которого вышли на «Первом». Компания сотрудничала практически со всеми крупнейшими эфирными каналами. Но спад популярности «Большой разницы» вызвал у Цекало желание переориентироваться на сериалы.
«Шоу были финансовым базисом, который помогал компании крутиться», — рассказывает продюсер. Новая модель потребовала перестройки бизнеса.
Заход с «Обратной стороны»
Сериалами Цекало «заболел» еще в период работы на «Первом». В 2007 году он посмотрел детектив «Жизнь на Марсе» (Life on Mars) производства Би-би-си и решил снять адаптацию. «В том же году я предложил идею Константину Львовичу. Но он, видимо, не обратил внимания — мы же занимались производством развлекательных программ. Вернулись к проекту уже после того, как я ушел с канала», — рассказывает Цекало.
Воплотить идею удалось в 2012 году. Тогда, по словам Сорокина, основателям «Среды» удалось «чуть-чуть выдохнуть и понять, что бизнес работает». По итогам 2012-го компания получила крупнейшую в своей истории выручку — 380,5 млн руб. и впервые зафиксировала чистую прибыль в 21 млн руб. Для сравнения, например, в 2010-м чистая прибыль «Среды» составила чуть больше 1 млн руб., свидетельствуют данные «СПАРК-Интерфакс».
Дебютный сериал компании, адаптация Life on Mars, получил название «Обратная сторона Луны». «Нас подкупала возможность сотрудничества с одним из мировых лидеров сериальной индустрии. Это был первый случай, когда Би-би-си отдала проект на адаптацию российскому рынку», — рассказывает Сорокин.
По его словам, изначально британская корпорация отнеслась к «Среде» с опаской, поскольку для Цекало и Сорокина это был первый сериальный опыт, но продюсерам удалось завоевать доверие правообладателя. «С таким же здравым скепсисом к нам отнесся и Константин Львович: мы делали легкий развлекательный контент, а тут решили переключиться на многосерийное кино. Мы должны были сделать продукт таким, чтобы зритель не отрывался от экрана все 16 серий», — говорит Сорокин.
Продать «Обратную сторону Луны» «Первому» помогла сила убеждения Цекало — Эрнст «в хорошем смысле слова сдался», вспоминает Сорокин. По его мнению, Цекало благодаря той сделке сломал стереотип: «От образа шутника уйти было непросто, но ему удалось».
«Я посмотрел за пределы юмора и увидел там много интересного», — подтверждает сам Цекало. В итоге «Обратную сторону Луны» в среднем (в расчете на один эпизод) посмотрели 3,8 млн человек. Доля каждого эпизода составила порядка 17%, рейтинг — 5,8%, следует из расчетов TNS. На тот момент средняя доля канала составляла 13,7%, писали «Ведомости» со ссылкой на данные агентства Initiative. Для сериала это очень хорошие показатели, а цифры, превышающие среднюю долю канала, можно считать превосходным результатом, говорит продюсер, бывший гендиректор ТНТ Игорь Мишин.
Начиналось сериальное производство «ни шатко ни валко — снимали по сериалу в год», признает Цекало. Новый контент требовал иных умений и знаний, нежели съемка развлекательных шоу, — более тонкой драматургии, более узкой специализации кадров. Пути основателей «Среды» на этом разошлись. «Развилка показала нам, куда кого тянет», — объясняет Цекало.
Партнеры расстались в 2014 году. После выхода Сорокина из бизнеса Цекало стал единственным владельцем «Среды». Сорокин о причинах ухода говорить отказывается. В 2014 году он вернулся в «СТС Медиа» на должность исполнительного продюсера, а после года работы ушел из холдинга и основал собственную продакшен-компанию Nautilus Media, занимающуюся съемкой развлекательных программ.
Цекало после ухода Сорокина занялся обновлением штата компании. Процесс, по его словам, продолжается до сих пор. «К нам люди идут из других компаний, потому что хотят здесь работать, хотят делать качественные, не похожие на остальной продукт сериалы», — говорит продюсер.
Эрнст и «Гоголь»
После успеха «Обратной стороны Луны» «Первый» стал главным партнером компании Цекало в ее новой ипостаси. Цекало называет это «в какой-то степени эксклюзивным сотрудничеством»: все проекты «Среды» он сначала показывает руководству «Первого». Эрнста продюсер считает «человеком-пароходом, небезразличие которого помогает двигать индустрию». «Первый канал» не ответил на запрос РБК.
Сотрудничество Цекало и «Первого» добавило в библиотеку канала девять сериалов. Главным хитом «Среды» оказался мрачный и кровавый детектив «Метод» с Константином Хабенским и Паулиной Андреевой. Каждый эпизод смотрели в среднем 5,5 млн человек. Его доля составила 25,1%, рейтинг — 7,9%, подсчитала компания TNS.
Следующий по популярности — приглянувшийся Netflix детективный сериал «Мажор»: с учетом показа повторов серия собирала у экрана более 3 млн человек. Доля составила 19,7%, рейтинг — 4,5%. Сиквел сериала, премьера которого состоялась 15 ноября 2016 года, оказался не менее популярным: доля — 26,2%, рейтинг — 8,5%. «Мажор» мог и не выйти на «Первом»: по словам Сорокина, сначала о планах «Среды» снять сериал узнало руководство «России 1».
Продюсеры даже встречались с представителем канала, но тот счел сюжет «Мажора» не подходящим аудитории основного канала ВГТРК. В холдинге от комментариев отказались.
Сериал «Фарца» привлекал к экранам порядка 2 млн человек каждый раз. По подсчетам TNS, его доля составила 13,8%, рейтинг — 3%. «Клим», адаптация британского Luther, оказался интересен в среднем 1,6 млн человек, его доля составила 9,6%, рейтинг — 2,3%. Самый экспериментальный проект «Среды» — эротическую драму «Саранча» зрители восприняли холоднее всего. В среднем эпизод смотрели чуть более 1,1 млн человек. Доля составила 8,2%, рейтинг — 1,7%.
Сегодня «Среда» впервые снимает для «Первого» сериал по заказу канала. Это будет сериал о жизни Льва Троцкого. Команда Цекало уже работает над сценарием. «Когда канал заказывает сериал, это круто. Это означает доверие», — радуется продюсер.
Не со всеми каналами отношения складываются настолько же гладко. Например, в интервью порталу «Кино-театр.ру» летом 2015 года Цекало рассказывал, что «Среда» получила заказ от СТС на адаптацию еще одного британского хита «Отбросы» (Misfits). Съемки начались еще в 2014 году, но в эфир сериал так и не вышел. Причину в СТС комментировать отказались.
В октябре 2016 года «Среда» начала съемки мистического сериала «Гоголь» по мотивам «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Изначально предполагалось, что его покажет ТНТ. Однако руководство холдинга «Газпром-Медиа» решило иначе — показать сериал по ТВ-3.
По словам Цекало, «Среда» заключила договор с ТНТ и сериал снимается именно для этого канала, ему же принадлежат права на контент. «Правообладатель может обходиться с сериалом так, как считает нужным. Могут показать на любом из каналов холдинга, могут продать, могут не показать или показать только в интернете», — перечисляет он.
Для «Среды» история с «Гоголем» — прецедент. «ТНТ поменял правила: они стали отбирать все права. Я согласился, потому что было важно не сорвать съемку. «Пилот» был готов еще год назад, и актеры и съемочная группа ждали, когда мы приступим к продолжению», — объясняет Цекало. Глава субхолдинга «Газпром-Медиа развлекательное телевидение» Артур Джанибекян в интервью «Ведомостям» говорил, что сериал будет передан каналу ТВ-3, поскольку ТНТ отказалось от «экспериментальных форматов».
То, что «Гоголь» необычный и неожиданный проект для ТНТ, признает и Мишин, возглавлявший канал до июня 2016 года. «Но тем не менее, мы рискнули и сняли пилотную серию. Уже то, что в сериале решил сыграть Олег Меньшиков, говорит о многом. Долгие годы он вообще этого не делал. «Гоголь» может стать новым словом в российском сериалостроении, если так можно выразиться. Это шедевр», — говорит он. По словам Мишина, сериал стал самым дорогим в истории канала ТНТ, но точную стоимость он не назвал — сказал лишь, что разница с остальными сериалами «ощутимая».
Коллеги относят продукцию «Среды» к «высшей лиге». «Это проекты, которые требуют кропотливой работы: где-то из-за экшена, где-то из-за сюжета», — говорит Акопов. По его словам, в том числе эти факторы делают производство подобных сериалов дороже приблизительно на 20‒30% с учетом, что производство контента такого качества может стоить от 12 млн до 20 млн руб. Среднюю стоимость эпизода Акопов оценил в 6‒8 млн руб.
Индустрия сериального производства становится все более конкурентной. По подсчетам Цекало, потребность каналов в год в зависимости от бюджета составляет от 20 до 40 сериалов по 8–12 эпизодов. «Сейчас у нас лежит 20 офигенных идей. Но я знаю наверняка, что мы не сможем снимать следующим летом 20 сериалов. Причин много: нет людей, не хватает режиссеров, актеры завышают гонорары», — рассказывает он. В следующем году компания намерена снять 12–15 сериалов.
«Еще лет десять тому назад предложить актеру российскому сниматься в сериале можно было сравнить с оскорблением. Считалось, что это для сбитых летчиков, для тех, кого никуда больше не взяли. Потихоньку это стало меняться: продюсеры начали договариваться с актерами, уговаривать их», — объясняет Цекало.
Среди конкурентов, также ратующих за «качественную революцию», он выделяет Валерия Тодоровского, Николая Попова, Александра Акопова и других продюсеров. «Я не хочу говорить: «Есть я, а есть остальная индустрия». Многие пытаются снимать качественные сериалы. Чем больше нас будет, тем быстрее отомрут дешевые поделки», — заключает Цекало.
В третьем квартале 2016 года производство сериалов и телефильмов в России показало максимальный прирост за последние два года, свидетельствуют данные KVG Research. На разной стадии производства сейчас находятся 700 проектов (6,5 тыс. часов), из них 92% составляют сериалы. Такое количество на 16% превышает аналогичный показатель 2015 года и является максимальным с 2014 года. Лидером по числу производимых проектов считается «Первый канал» (24,5%), за ним — «Россия 1» (15,5%), и на третьем месте — НТВ (15%), объем производства для которого вырос в два раза.
По итогам 2015 года в разной стадии производства находилось около 850 проектов, что на 10% больше, чем в 2014 году, свидетельствуют данные KVG Research.
«Среде» участники рынка отводят достаточно скромное место, если измерять компанию в единицах производства контента. В 2015 году у компании было три премьерных сериала (31 час) — «Лучше не бывает», «Метод», «Фарца». Это составляет 0,23% от всех премьер, подсчитали для РБК в KVG Research. Для сравнения, лидер 2015 года — «Солярис промо продакшн» («Дом-2», сериал «Остров») — произвел 930 часов премьерного контента. На втором месте — «Красный квадрат» с 910 часами.
Иную оценку «Среды» озвучил Акопов. По его словам, сегодня рынок производства сериалов составляет порядка 3,5 тыс. часов. Он отметил, что доля практически всех активно работающих продакшн-компаний составляет от 3 до 5%. «Среда», по его словам, вписывается в эти же пределы.
«Среда» без Украины
«Когда на переговорах в США партнеры узнавали, сколько стоит эпизод нашего сериала, они говорили: «Офигеть. У нас это в 3–5 раз дороже», — смеется Цекало. Американская индустрия при этом остается ориентиром для «Среды».
«Один продюсер с большого канала однажды отметил, что в Штатах уже не употребляют термина «качественный сериал» — весь их контент уже по умолчанию соответствует высоким стандартам», — объясняет он.
«Среду» погоня за качеством загнала в серьезный минус. Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», в 2013‒2014 годах при выручке 322 млн руб. и 189 млн руб. соответственно компания нарастила убыток с 2,2 млн руб. до 24,4 млн руб. Сотрудничество с BBC оказалось не только престижным, но и затратным. Цекало не раскрывает, за сколько «Среда» купила права на адаптацию Life on Mars, но уточняет, что за все последующие продажи сериала британская корпорация забирает комиссию 50%.
Негативную роль сыграл и финансовый кризис на Кипре, где у «Среды» была зарегистрирована компания для расчета с иностранными партнерами. По словам Цекало, компания потеряла все «кипрские деньги», но успела расплатиться с контрагентами.
«Это были непростые годы. Перестройка на сериальное производство — болезненный процесс. А на ее фоне еще и начали портиться отношения России с миром и произошла девальвация. В 2014 году мы, например, сдавали каналу сериал, и, пока он переводил нам средства, из-за валютных скачков вся запланированная прибыль испарилась», — рассказывает Цекало.
В работу российских производителей телевизионного контента грубо вмешалась политика: компании остались без второго по величине рынка сбыта — украинского. «Это очень сильно по всем ударило. Были моменты, когда Украина была основным источником дохода для «Среды». В отличие от других бывших советских республик там платили нормальные деньги за эпизод», — объясняет Цекало.
Последнее, что «Среде» удалось продать украинским партнерам, — все тот же «Мажор». Переговоры с «Новым каналом», по словам Сорокина, велись полгода. Однако из-за изменений украинского законодательства переговоры о продаже других сериалов «Среды» были заморожены. Цекало утверждает, что помимо этого украинский канал недоплатил денег за покупку сериала. «Новый канал» не ответил на запрос журнала РБК.
Доходы от сотрудничества с украинскими каналами на порядок отличались от партнерств с каналами других стран. Так, на Украине эпизод сериала в прайм-тайм можно продать за $50 тыс., в Белоруссии — за $500. «Помню, мы продавали сериал в Армению. Я позвонил Артуру Джанибекяну, у которого там есть свой канал. Он говорит: «Саш, ну попробую за $1 тыс. купить у вас эпизод, и спасибо ему за это». Азербайджан сериалы на русском не покупал и не покупает. Они смотрят турецкие сериалы. Казахстан смотрит корейские сериалы, закупают их в больших количествах. Мы окружены странами, которые не покупают российские сериалы», — сокрушается продюсер.
Качественная революция
2015-й стал переломным годом для «Среды». Компания вышла из убытка и снова нарастила выручку — до 309 млн руб. Чистая прибыль в 2015 году составила 3,6 млн руб.
«Мы выдали ряд ярких проектов, которые выстрелили. Каналы стали меньше бояться рисковать и больше доверять нам», — объясняет Цекало. Продюсер продолжает черпать вдохновение среди лучших образцов западного сериального производства. «Мы никогда не ориентировались на то, что уже было сделано в России. Мы всегда хотели предложить что-то новое. Новый язык», — подтверждает Сорокин.
На Западе Цекало ценит не только контент, но и подход к производству. «Однажды мне хотелось бы, как Винсу Гиллигану, делать один сериал — и все. Вот Breaking Bad [«Во все тяжкие»] он делал семь лет. Больше ничем не занимался. Сценаристы, которые писали этот сериал, не писали параллельно еще четыре сериала для других продюсеров. Актеры, которые снимались в этом сериале, не снимались в другом кино. В итоге все были сосредоточены на продукте», — объясняет владелец «Среды».
«Компания взяла четкий и жесткий курс на производство хитов. Не думаю, что маржинальность этого бизнеса высока, потому что количество денег, которые «Среда» вкладывает в качество, наверное, не позволяет получать большую прибыль, но это очень хорошо работает вдолгую», — говорит продюсер Игорь Мишин. Сделка с Netflix открывает принципиально новые возможности для продажи контента, добавляет он. По мнению Мишина, «Среда» — пример того, как маленькая частная компания на фоне огромных медиакорпораций, «в которых работают целые департаменты по продвижению продуктов на запад», пробивает стену между российскими продюсерами и международным рынком.
«Здесь [в сделке] важны не столько деньги, сколько признание качества российского продукта», — заявил РБК гендиректор «СТС Медиа» Вячеслав Муругов. Он напомнил, что ранее российские игроки уже сотрудничали с глобальными компаниями: в 2014 году на видеоплатформах Hulu и Hulu Plus началась трансляция четырех сериалов канала СТС — «Молодежки», «Ранеток», «Выжить после», «Метода Лавровой», затем к ним добавилась и «Кухня».
Цекало говорит, что не собирается снимать сериалы только для крупных эфирных каналов. «Мне было бы прикольно сделать интернет-сериал малобюджетный. Просто пока не могу найти сценарий. Но ищу», — подчеркивает продюсер. Своим будущим он по-прежнему считает сериалы: «Я вижу свой путь здесь. Он мне интересен, я в нем разбираюсь, я знаю его досконально, меня это зажигает».
При участии Анастасии Папандиной