Минтранс предложил осенью утвердить новую программу по замене трамваев
Новая программа по замене трамваев и троллейбусов в России должна быть утверждена на уровне правительства в сентябре. Об этом говорится в проекте дорожной карты по ее разработке, который первый замглавы Минтранса Андрей Костюк разослал 25 января в ведомства и профильные организации. У РБК есть копия документа, его подлинность подтвердил один из адресатов.
Проект дорожной карты уже согласован в Минприроды и Минстрое сообщили РБК в их пресс-службах. «Мы всегда поддерживаем обновление общественного транспорта на экологический, включая электрический», — отметил представитель Минприроды.
Костюк попросил и другие профильные ведомства согласовать дорожную карту в кратчайший срок. Утвердить ее должен вице-премьер Марат Хуснуллин, курирующий национальный проект «Безопасные качественные дороги». Предполагается, что новая программа будет реализовываться в рамках этого нацпроекта. При этом сроки утверждения зависят как от результатов согласования самой программы, так и разрабатываемых в рамках нее механизмов поддержки и источников финансирования, отметили в пресс-службе Минтранса. РБК направил запросы представителю Хуснуллина.
В рамках дорожной карты планируется десять ключевых мероприятий, среди них «национальная инвентаризация» имущества перевозчиков и владельцев троллейбусов, трамваев и инфраструктуры для них, разработка механизмов финансирования программы.
Необходимость новой программы развития городского наземного электрического транспорта до 2030 года обсуждалась на парламентских слушаниях в Госдуме в октябре 2022 года. Тогда председатель комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев оценил ее стоимость в сумму не менее 500 млрд руб., предложив запустить проект уже в 2023 году. По его мнению, деньги на покупку нового электротранспорта должны направляться из федерального бюджета и быть безвозвратными. Министр транспорта Виталий Савельев, который присутствовал на слушаниях, согласился, что такая программа нужна, но предупредил, что она будет финансироваться исходя из возможностей федерального бюджета. Объем необходимого финансирования будет сформирован по результатам проработки вопросов, связанных с объемами потребностей в обновлении подвижного состава и инфраструктуры горэлектротранспорта, источниками и механизмами финансирования, добавляет сейчас представитель Минтранса.
За счет новой программы в парк электротранспорта должны ежегодно поступать не менее 500 троллейбусов и 200 трамваев, а реконструкция или капитальный ремонт троллейбусных и трамвайных линий должны затронуть 600 и 200 км соответственно, считают в Госдуме. Благодаря этим мерам состояние имеющейся инфраструктуры городского общественного транспорта достигнет нормативного состояния, также появятся новые маршруты троллейбусов и трамваев.
В 2021 году троллейбусы использовались в 78 городах России, трамваи — в 59. По данным Международной ассоциации предприятий городского электротранспорта и Первой компании транспортной инфраструктуры, в начале 2022 года в эксплуатации находились 6060 троллейбусов и 6223 трамвайных вагона. Из них 85% троллейбусов и 59% трамваев нужно заменить к 2030 году, иначе они устареют.