Правительству предложат закрыть часть вагонных производств
Во вторник, 10 марта, руководители крупнейших железнодорожных перевозчиков и вагоностроительных компаний планируют обсудить на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича антикризисные меры для рынка новых вагонов. Об этом рассказали генеральный директор Первой грузовой компании (входит в холдинг UCL Владимира Лисина) Олег Букин и Андрей Шленский, заместитель генерального директора Уралвагонзавода по новой технике, которые планируют принять участие в заседании.
Представитель вице-премьера Дворковича отказался комментировать его график, но источник в правительстве подтвердил что такая встреча запланирована на вторник.
Спрос на новые вагоны из-за сокращения грузоперевозок снизился, рынку нужно не более 30–40 тыс. вагонов в год, тогда как мощности российских вагоностроителей превышают 100 тыс. в год, объяснил журналистам в пятницу, 6 марта, Букин. По его оценке, в последние годы российские операторы закупали до 80 тыс. вагонов в год. Низкий уровень спроса сохранится в ближайшие пять лет, говорит Шленский, поэтому необходимо решить вопрос с избыточными мощностями.
По словам Букина, на совещании руководство ПГК и УВЗ предложит меры, разработанные совместно с министерствами экономического развития и промышленности. Необходимо перепрофилировать избыточные мощности вагоностроителей и субсидировать ставки по кредитам для покупки операторами новых вагонов из бюджета, полагает Букин. С ним соглашается Шленский, который считает, что государство также должно создать условия для сокращения лишних вагоностроительных мощностей в виде, например, субсидий производителям. Минэкономразвития участвовало в разработке этих мер, но окончательный план не сформирован, сказал представитель министерства. Представитель Министерства промышленности и торговли не ответил на запрос РБК.
Вагоностроители делают около 75 тыс. вагонов в год, сказал агентству ТАСС источник в министерстве. Если у нас парк 1,2 млн вагонов со сроком службы 25 лет, при таком уровне производства он просто встанет, поэтому нужна программа оптимизации производства нового подвижного состава. «Мы считаем, что сокращение должно быть значительное – нам кажется, что 40 тыс. вагонов в среднесрочной перспективе – это максимум для балансировки ситуации», – сказал собеседник агентства.
Несостоявшаяся забастовка
В середине февраля сотрудники Тверского вагоностроительного завода, крупнейшего в России производителя пассажирских вагонов, планировали выйти на один из крупнейших в истории предприятия митинг. Рабочие собирались протестовать против увольнения около 2 тыс. сотрудников предприятия, которое контролируется «Трансмашхолдингом» миллиардеров Искандера Махмудова и Андрея Бокарева. Завод был вынужден сокращать производство из-за отсутствия заказов от Федеральной пассажирской компании, пассажирской «дочки» РЖД, у которой нет подтвержденного финансирования инвестиционной программы на этот год. Выступления удалось отменить, после того как руководство завода пообещало сократить только 800 рабочих и получить дополнительный заказ на 300 вагонов.
Встреча с Дмитрием Медведевым
Вопросы поддержки вагоностроительной отрасли участники рынка вместе с чиновниками также хотят рассмотреть 16 марта на совещании в Тихвине (Ленинградская область) с премьер-министром Дмитрием Медведевым, сказали сотрудники двух заводов.
Представитель Тихвинского вагоностроительного завода, второго по мощности производителя в России, отказался комментировать инициативы ПГК и УВЗ. Сокращать мощности недавно построенного современного завода нет смысла, рынок сам расставит все по местам, говорит источник, близкий к инвестору предприятия, – группе ИСТ миллиардера Александра Несиса.
Уралвагонзавод из-за снижения спроса на вагоны еще в середине февраля отправил в вынужденный двухнедельный отпуск несколько тысяч своих сотрудников. А в начале февраля генеральный директор государственной компании Олег Сиенко призывал правительство принять «жесткие меры» для оживления спроса на вагоны, признавая, что УВЗ продает их своей кэптивной компании.
В 2013–2014 году около 70% вагонного производства работало на «УВЗ-Логистик», говорил Сиенко в интервью РБК в середине января. Компания была создана в 2012 году, после того как на рынке начались колебания, рассказывал гендиректор Уралвагонзавода.
В холдинг Объединенная вагонная компания, помимо Тихвинского вагоностроительного завода, группа ИСТ также включила кэптивную транспортную компанию «Восток 1520», которая стала крупным потребителем вагонов с завода. Еще одна компания холдинга – Rail1520 – сдает вагоны тихвинского производства в лизинг. Ее парк на конец декабря прошлого года составлял около 20 тыс. вагонов. Всего, по данным РЖД, в руках у российских операторов находятся около 500 тыс. грузовых вагонов.
Если УВЗ и ТВСЗ делают современные, «инновационные» вагоны и их загрузка в условиях падающего рынка все равно будет доходить до 80%, то остальным предприятиям необходимо частичное или полное перепрофилирование, считает генеральный директор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Они, например, могут частично занять мощности ремонтов вагонов, хотя при таком слабом рынке и они не будут серьезно востребованы, рассуждает аналитик.
Погрузка за первые два месяца этого года на железной дороге снизилась на 0,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года, до 189,9 млн т, свидетельствуют данные РЖД.
Сокращения шахтеров
В середине 1990-х годов правительство провело реформу угольной отрасли, закрывая нерентабельные шахты и помогая их сотрудникам найти новую работу. Средства на реформу выделял Международный банк реконструкции и развития, а работой занимался специально созданный фонд «Реформуголь», в котором социальными программами занималась Ольга Голодец, сейчас – вице премьер правительства. В общей сложности банк выделил $25 млн.