Минтранс предложил способ удержать иностранные самолеты в России
Минтранс разработал проект постановления правительства, который призван помочь российским авиакомпаниям продолжать летать на иностранных самолетах, несмотря на санкции Евросоюза. Это следует из проекта документа, размещенного на портале проектов нормативных правовых актов.
В конце февраля европейские власти ввели санкции, которые запрещают местным лизинговым компаниям продолжать поставки новых самолетов и запчастей в Россию, а также продолжать сотрудничество с россиянами. В соответствии с этими ограничениями западные лизингодатели уже начали задерживать иностранные самолеты (Airbus и Boeing) российских компаний за рубежом, а те срочно отказались от большинства полетов за границу.
В предложениях Минтранса говорится, что возврат иностранных самолетов возможен только по решению специальной правительственной комиссии по импортозамещению, которую возглавляет вице-премьер Юрий Борисов. «В случае расторжения договора по требованию лизингодателя (арендодателя), в том числе при наличии требования лизингодателя о досрочном возврате иностранного воздушного судна, авиационного двигателя, лизингополучатель (арендатор) осуществляет возврат иностранного воздушного судна, авиационного двигателя на основании решения правительственной комиссии по импортозамещению с указанием порядка и условий осуществления такого возврата», — указано в проекте постановления правительства. Если такого решения правкомиссии не получено, то авиакомпания сможет продолжать использовать этот самолет или двигатель.
При этом российские авиакомпании будут рассчитываться за такие самолеты с лизингодателям из стран, входящих в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении России «недружественные действия», «в валюте Российской Федерации в порядке, установленном Центральным банком», то есть в рублях.
В таком виде проект выглядит недоработанным, поскольку не учитывает возможного отказа лизингодателя от получения рублевых платежей, сказали «Коммерсанту» источники в авиакомпаниях. Не учтена также возможность расторжения договора лизингодателем в одностороннем порядке, которая предусмотрена в большинстве договоров в случае невозможности провести платеж в изначально установленной валюте и на назначенный счет. Один из собеседников издания отметил, что европейские контрагенты вряд ли пойдут на «добровольно-принудительную пролонгацию товарно-денежных отношений». «Они вряд ли рискнут получать наши деньги под угрозой ответственности», — сказал он.
Такой шаг может негативно восприниматься лизинговыми компаниями, сказал РБК источник, близкий к одному из российских перевозчиков. РБК направил запрос в пресс-службу Минтранса.
Рассмотрение этого проекта должно завершиться 23 марта, а санкции ЕС требуют от европейских лизингодателей к 28 марта прекратить отношения с российскими компаниями, что означает отзыв самолетов.
Ранее источники РБК рассказали, что в Минтрансе обсуждалась национализация иностранных самолетов, но решение не принято.