Москвичи начали избавляться от рублей в магазинах
Покупатель изменился
Очередей в столичных магазинах не появилось, в некоторых случаях продавцы говорят о снижении трафика, но покупатель изменился, признает большинство ретейлеров.
Представитель Inventive retail group (IRG, развивает магазины re:Store, Sony, Samsung, Lego, Nike и др.) Людмила Семушина рассказала РБК, что «падение трафика [в IRG] составило примерно 20% по сравнению с прошлым годом», но продажи по итогам 2014-го все равно должны увеличиться на 23%: «Мы заметили, что потребители стали приходить в магазины техники с конкретной целью купить. Люди избавляются от наличных денег, возможно, кто-то уже заранее покупает подарки на Новый год». «В целом можно сказать, что люди стали покупать более дорогую технику, – добавляет Семушина. – Произошло некоторое смещение продаж телевизоров со средних диагоналей 40–48 дюймов на большие, например, 55, увеличились продажи Sony 4К [четырехкратная детализация по сравнению с Full HD]. Что касается продукции компании Apple, то спрос на последние модели iPhone, iMac и iPad был высок изначально, а поставки происходят небольшими партиями, поэтому товар прямо сметают с полок сразу после появления в магазине».
Пока население скупает доллары, но рост спроса на электронику – это вопрос ближайшего времени, надеется исполнительный вице-президент компании «Евросеть» Виктор Луканин. «За последние два дня [6 и 7 ноября] мы ощущаем повышенный спрос на электронику. Продажи выросли на 15–20%», – сообщила представитель интернет-ретейлера Ozon Мария Назамутдинова. По ее словам, потребители покупают в основном смартфоны и бытовую технику.
Распродажи и инфляция
Продавцы одежды и обуви говорят, что в торговых центрах, где находятся их магазины, непривычно пусто. «Спрос на одежду падает весь этот год. Последние годы люди покупали много одежды и сейчас берут только необходимое, наступило время рациональных покупок», – считает гендиректор сети магазинов одежды Today (до ребрендинга – «Вещь!») Александр Трындин. «У потребителя есть рублевое представление о цене, которую он должен заплатить за товар. Он понимает, что этот товар может и подорожать, но, с другой стороны, знает, что рано или поздно начнутся распродажи», – объясняет совладелец сети обувных каскетов «Эконика» Сергей Саркисов.
«Цены вырастут на 20–30% уже к Новому году, когда пойдут новые поставки от производителей. Условно говоря, телефон, который стоит 30 тыс. руб., из-за роста курса доллара в рознице будет продаваться за 40 тыс. руб., – рассказывает Луканин из «Евросети». – Но телефоны не предмет первой необходимости, как хлеб и колбаса, поэтому потребители будут выделять на них тот же бюджет, но покупать модель попроще».
«Цены останутся на прежнем уровне еще месяц-полтора, а в январе они догонят рост курса евро, – соглашается руководитель косметического проекта «Иль де Ботэ» Ирина Синицына. – Пока поставщики берут эти проблемы и валютные риски на себя, в нашем сегменте удалось повысить цены за год не больше чем на 15%. Но когда они начнут повышать цены, нам ничего не останется, как делать это вслед за ними».
Многие крупные производители потребительской электроники уже подняли цены на 10–15%, рассказывает представитель Media Markt Анна Трофимова. По ее словам, ретейлер ожидает поднятия цен производителями так называемой белой техники (холодильников, стиральных машин и т.д.) в середине ноября – начале декабря на 5–10%.
В «Леруа Мерлен» и IKEA обещают до последнего сдерживать нынешние цены, но тоже не исключают скорого повышения. «Цены в каталоге IKEA зафиксированы до середины 2015 года, и поднимать их компания не будет, несмотря на возможное влияние на финансовые результаты. Однако на новинки цены будут устанавливаться в соответствии с колебаниями курса», – предупреждает Тихонова.
Потребители ведут себя рационально, объясняет отсутствие потребительского ажиотажа советник Института современного развития Никита Масленников: по его мнению, покупатели могут оживиться лишь к середине первого квартала 2015 года.