Снижение минимальной цены на водку поможет наполнить бюджеты регионов
Сюрприз от РАР
Цена, ниже которой запрещено продавать крепкий алкоголь (с содержанием спирта свыше 28%), назначается государством с 2010 года для борьбы с нелегальной продукцией; ежегодно ее размер пересматривается. О том, что глава Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование, РАР) Игорь Чуян 25 декабря подписал приказ о снижении МРЦ, стало известно в последние дни года. Новость оказалась неожиданностью для всего рынка, говорит топ-менеджер крупной алкогольной компании: «Проект приказа обычно заранее вывешивается на сайте регулятора, чтобы заинтересованные компании и организации могли с ним ознакомиться, прислать свои возражения или предложения. Затем, примерно через две недели, приказ подписывается и передается на формальное утверждение в Минюст, что также занимает пару недель. Сейчас же все сделали за день, не поставив в известность никого. Невероятно».
В пресс-службе РАР подтвердили факт подписания приказа, но от других комментариев отказались.
С февраля меняются не только розничные цены, но и отпускные расценки заводов и оптовиков. Бутылка 40-градусной водки емкостью 0,5 л сейчас не может продаваться в магазинах дешевле 220 руб., новый минимум – 185 руб. Если завод до сих пор отпускал такую бутылку минимум за 171 руб., то теперь сможет снизить стоимость до 162 руб.; для оптового звена цена изменится с 179 руб. до 170 руб. Если снижение для производителей и посредников составляет только 9 руб., то для розничного звена – 35 руб., это означает, что цену предлагается сокращать главным образом за счет магазинов, отмечает сотрудник РАР, попросивший об анонимности.
Себестоимость бутылки, взятой для расчетов, составляет около 40 руб., еще 120 руб. приходится на НДС и акцизы, величина которых пока не меняется, говорит менеджер компании, входящей в топ-5 производителей водки. «Стоимость нашей самой дешевой водки на полке оказывается в районе 300 руб., если мы не хотим работать в убыток, – утверждает собеседник РБК. – Если бы магазины умерили аппетиты, мы бы в 200 руб. уложились».
В настоящее время доход производителя после «стандартных» выплат сетям и уплаты акциза становится отрицательным, если он продает водку в магазине дешевле 240–250 руб., говорится в презентации Союза производителей алкогольной продукции (СПАП). По данным исследовательской компании Nielsen, ниже этой планки – 240-250 руб. – продается около 40% всей водки в российских торговых сетях.
В начале декабря Чуян рассказывал РБК о том, что в 2015 году правительство как минимум не станет повышать МРЦ на крепкий алкоголь – это связано с замораживанием ставки водочного акциза на 2015 и 2016 годы (сейчас – 500 руб. за 1 л чистого спирта). Еще одной причиной он называл увеличение теневого сектора алкогольного рынка: малообеспеченные потребители не готовы платить нынешнюю цену и переходят на суррогаты – самогон, «медицинские» жидкости двойного назначения, нелегальную продукцию, реализующуюся через «альтернативные» каналы сбыта. «Мы видим железобетонную связь снижения продаж со стоимостью водки на полке уже второй год подряд. МРЦ на водку за год выросла со 170 до 220 руб., а денег у потребителей больше не стало. Легальный рынок потерял 14% потребителей, которые перешли на продукцию из теневого сектора», – объяснял Чуян.
Курирующий алкогольную отрасль на уровне правительства вице-премьер Александр Хлопонин на заседании комиссии по регулированию алкогольного рынка 3 декабря заявил, что ежегодно бюджет теряет из-за нелегального алкоголя 30–50 млрд руб. Разница между производством и продажей водки за десять месяцев 2014 года составила 32 млн дал, то есть акцизные сборы не были уплачены с каждых двух из пяти произведенных бутылок.
По данным источника РБК в крупной алкогольной компании, предложение снизить МРЦ пришло из администрации президента, процесс был запущен после заявления Владимира Путина о недопустимости роста цен на спиртное. На совместном заседании Госсовета и Совета по культуре и искусству 24 декабря Путин заявил, что борьба с алкоголизацией населения путем повышения цен на спиртное приводит к обратному результату – увеличивается потребление суррогатной продукции. Путин призвал бороться со спиртным «здравыми методами».
Президент группы «Ладога» Вениамин Грабар утверждает, что «в целом поддерживает снижение МРЦ, как одно из средств эффективного противодействия нелегальным производителям», но необходим комплекс мер. «Раньше МРЦ только увеличивалась, что заставляло легальных производителей повышать отпускные цены на свою продукцию, а потребителей, которые были не готовы платить больше, обращать внимание на контрафакт. В результате доля теневого алкоголя только увеличивалась и в течении этого года достигала 50%», – согласен он.
Деньги для регионов
В снижении МРЦ могли быть заинтересованы руководители регионов, в которых расположены локальные ликеро-водочные заводы, объясняет топ-менеджер алкогольного производителя: согласно статье 56 Бюджетного кодекса, 40% от суммы уплаченного при выпуске крепкого алкоголя акциза поступает в региональный бюджет напрямую. «Поэтому власти на местах заинтересованы в росте производства продукции на локальных заводах как в средстве увеличения доходов своих бюджетов», – уверен он. По его словам, при минимальной стоимости водки в 220 руб. локальные производители не выдерживают конкуренции с федеральными игроками, поставляющими на полки раскрученные водочные марки по 280– 290 руб. за бутылку. Продавать дешевле «федералы» не могут – слишком высоки логистические издержки, а местным предприятиям продукцию далеко везти не надо, они могут поставлять ее вообще без оптовиков, объясняет собеседник РБК.
Как следует из данных Росстата и самих региональных администраций, для целого ряда субъектов Федерации поступления от производителей крепкого алкоголя являются одной из ключевых статей доходов. Например, запланированный доход бюджета Кабардино-Балкарской республики на 2014 год должен составить 21,424 млрд руб., из которых 10,618 млрд руб. приходится на «безвозмездные поступления», то есть главным образом субсидии из федерального бюджета. В собственных доходах республики (10,608 млрд руб.) более четверти придется на поступления от уплаты водочного акциза: только по итогам 11 месяцев прошлого года они составили 2,41 млрд руб.
С тем, что снижение цен на дешевую водку выгодно региональным властям, согласен директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз. «Судя по всему, водка местных заводов будет продаваться в их фирменных магазинах по новой минимальной цене. Не исключено, что губернаторы помогут заводам открыть и фирменные отделы в сетевых магазинах. Это повысит продажи локальных марок, которые теперь смогут конкурировать, например, с «Зеленой маркой», и увеличит поступления в местные бюджеты», – предполагает он.
По данным СПАП, сейчас доля локальных водочных марок, продающихся в фирменных магазинах при ликеро-водочных заводах по минимальной цене, не превышает 5% всего рынка в стране.