Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Компания Тимченко стала основным перевозчиком топлива Антипинского НПЗ

«Трансойл» договорился о перевозке топлива Антипинского НПЗ, вновь став его крупнейшим перевозчиком по железной дороге. При этом компания Геннадия Тимченко по-прежнему пытается взыскать с НПЗ более ₽3 млрд по прошлым контрактам
Сбербанк SBER ₽254,5 +0,89% Купить
Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС
Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

Крупнейший частный перевозчик нефти и нефтепродуктов «Трансойл», несмотря на судебные разбирательства с акционерами Антипинского НПЗ, заключил контракт на перевозку 70% нефтепродуктов завода, которые тот отправляет по железной дороге. Об этом РБК рассказал источник, близкий к акционерам Антипинского НПЗ, и подтвердил представитель «Трансойла».

Зачем компании Тимченко контракт с Антипинским НПЗ

«Контракт заключен с «Сокар Энергоресурс», в 2020 году «Трансойл» перевезет по железной дороге 2,4 млн т нефтепродуктов, из которых 80% направится в порты», — сказал РБК представитель «Трансойла». «Сокар Энергоресурс» владеет 80% Антипнского НПЗ. По данным агентства Argus, в 2018 и 2019 годах объем перевозок нефтепродуктов с НПЗ по железной дороге составил 3,3 млн т и 2,7 млн т соответственно (снижение в 2019-м было связано с остановкой завода на несколько месяцев). В 2020 году завод произведет 7 млн т нефтепродуктов. Помимо железной дороги, они поставляются по нефтепродуктопроводам и автотранспортом.

Нефтепродукты Антипинского НПЗ в 2020 году составят чуть больше 3% от общего объема перевозок нефтеналивных грузов «Трансойла». Это крупный и значимый контракт, который позитивно повлияет на загрузку и эффективность использования парка цистерн, считает гендиректор «INFOLine — Аналитика» Михаил Бурмистров.

По данным Бурмистрова, ценовая конкуренция между операторами была очень жесткой, в связи с чем завод получил очень привлекательные ставки. Но он затруднился оценить стоимость контракта между НПЗ и «Трансойлом». Для сравнения: 5,6 млн т нефтепродуктов «Роснефти» в этом году «Трансойл» перевезет за 6,6 млрд руб.

Как «Трансойл» стал кредитором завода

«Трансойл», который контролирует миллиардер Геннадий Тимченко, стал единственным перевозчиком для Антипинского НПЗ в 2017 году. До этого НПЗ работал с «Совфрахтом», но последний повысил цены, после чего контракт перешел к «Трансойлу», который сделал выгодное предложение, вспоминает источник РБК, близкий к заводу.

Но в 2018 году у НПЗ возникли проблемы. Крупнейший кредитор НПЗ Сбербанк заподозрил основного акционера завода Дмитрия Мазурова в мошенничестве, после чего взял на себя управление предприятием. Затем банк получил 80% акций завода. Летом 2019-го Мазуров был арестован и сейчас находится в СИЗО, ему предъявлено обвинение в мошенничестве.

В разгар конфликта НПЗ перестал платить кредиторам, трейдерам, подрядчикам и перевозчикам, включая «Трансойл». К марту 2019 года долг Антипинского НПЗ за перевозки перед «Трансойлом» превысил 1 млрд руб., но компания продолжала работать с заводом. Не дождавшись оплаты, в июле «Трансойл» подал в суд, требуя с завода уже 3,2 млрд руб. за перевозки в феврале–апреле 2019 года. Арбитражный суд Москвы и апелляционный суд подтвердили требование перевозчика, кассация будет рассмотрена в конце февраля.

В мае 2019-го сам НПЗ направил заявление о собственном банкротстве.

Как работает банкротящийся завод

Сейчас 80% Антипинского завода у компании «Сокар Энергоресурс», которая, в свою очередь, принадлежит Сбербанку (40%), «дочке» азербайджанской нефтегазовой компании Socar (20%) и Nitron Investments ltd (40%; компания зарегистрирована на Британских Виргинских островах, ее бенефициары не раскрываются). По данным «Коммерсанта», основным пакетом Nitron владеет бывший вице-президент ЛУКОЙЛа Валерий Субботин, его миноритарный партнер — однокурсник президента Владимира Путина Ильгам Рагимов.

Информацию о том, что у Субботина есть доля в заводе, РБК подтвердил человек, близкий к акционерам НПЗ, и источник, близкий к заводу. Один из них знает и о том, что партнер Субботина — Рагимов.

Летом 2019 года «Сокар Энергоресурс» запустил банкротящийся НПЗ, но забрал всю выручку завода, перейдя на давальческую схему: компания поставляет нефть, платит заводу комиссию (ее хватает на текущие расходы и оплату труда людей), забирает нефтепродукты и продает их самостоятельно.

«Трансойл» перестал работать с НПЗ летом 2019-го, и крупнейшим перевозчиком нефтепродуктов стала компания RailGo, принадлежащая бывшему вице-президенту «Славнефти» Искендеру Халилову и его сын Рахману, говорит источник, близкий к заводу, и один из контрагентов НПЗ. RailGo привела с собой Socar после того, как стала акционером завода, утверждает источник РБК, знакомый с контрагентами Антипинского НПЗ. Представитель RailGo это не комментирует.

В 2020 году после возвращения «Трансойла» у RailGo осталось 30% перевозок завода по железной дороге, говорят два собеседника РБК.

Как кредиторы Антипинского НПЗ борются со Сбербанком

«Трансойл» вместе с другими кредиторами активно борется с акционером завода Сбербанком в судебном процессе по банкротству Антипинского НПЗ. Общий долг НПЗ перед банками, трейдерами и подрядчиками составляет 346 млрд руб., а стоимость имущества и средства на счетах — всего порядка 200 млрд руб., говорилось в исковом заявлении Антипинского НПЗ (копия есть у РБК). Завод не мог исполнить требования перед всеми кредиторами, но он не сможет сделать этого и после распродажи имущества в рамках процедуры банкротства: подавляющую часть вырученных средств получит залоговый кредитор — Сбербанк, объясняли РБК юристы.

«Трансойл», Абсолют банк, Промсвязьбанк, МКБ и другие кредиторы пытались доказать аффилированность Сбербанка с заводом и на этом основании оспорить назначение временного управляющего завода, предложенного Сбербанком, писала газета «Коммерсантъ». Кроме того, в январе–феврале 2020 года МКБ, Промсвязьбанк и «Трансойл» подали апелляционные жалобы на решение суда включить в реестр кредиторов требования Сбербанка на 67 млрд руб. Условия кредитных договоров позволяли Сбербанку управлять Антипинским НПЗ еще до передачи управленческого и акционерного контроля, это признак аффилированности кредитора и должника, «требования госбанка имеют корпоративный характер и в силу закона о банкротстве не подлежат включению в реестр требований кредиторов», объяснял представитель «Трансойла».

Представитель Сбербанка не ответил на запрос РБК.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Банки"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 27 ноября
EUR ЦБ: 110,49 (+1,62)
Инвестиции, 07:56
Курс доллара на 27 ноября
USD ЦБ: 105,06 (+1,27)
Инвестиции, 07:56
Премьер Словакии приедет в Москву на 80-летие ПобедыПолитика, 13:25
Что означает новое название магазина товаров для ремонта Лемана ПРОРБК и Лемана ПРО, 13:22
В Запорожской и Херсонской областях восстановили электроснабжениеПолитика, 13:18
Кибербезопасность вошла в топ-10 самых динамичных сфер: итоги SOC ForumОтрасли, 13:13
Как Россия и Индия могут найти возможности для сотрудничества в ITОтрасли, 13:12
Как удержать таланты с помощью технологийРБК и Битрикс24, 13:09
IXIUS: особенности экосистемы смартфонов и насколько они безопасныОтрасли, 13:08
Скидки на подписку до 60%
Максимальная выгода до 2 декабря
Купить со скидкой
Курс доллара на Форекс превысил ₽109 впервые с марта 2022 годаИнвестиции, 13:08
Bloomberg: Европа встретит холоднейшую за 2 года зиму без газа из РоссииЭкономика, 13:06
️Совет Федерации одобрил закон о федеральном бюджете на 2025–2027 годыПолитика, 13:05
Совфед одобрил закон о заключении на 10 лет за незаконный сбор данныхПолитика, 13:02
Аналитики назвали самую популярную иномарку неделиАвто, 12:56
УЕФА включил сейв Матвея Сафонова в число лучших в туреСпорт, 12:50
Идея «улучшать продукт» больше не продает: 5 карточек с альтернативамиPro, 12:48