Перейти к основному контенту
Пандемия коронавируса⁠,
0

Банки зафиксировали снижение трат китайцев в России из-за вируса

Помимо турбизнеса пострадают продавцы люксовых товаров и музеи
Траты китайских туристов в России в первые дни февраля сократились на фоне запрета организованных поездок из КНР из-за коронавируса, заметили два российских банка-эквайера. Помимо турбизнеса, потери несут торговля и музеи
Фото: Зыков Кирилл / АГН «Москва»
Фото: Зыков Кирилл / АГН «Москва»

Количество платежей в России через китайскую Alipay (недоступна россиянам, работает только для нерезидентов) в январе 2020 года снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 31,2%, а в первые семь дней февраля — уже на 73,4%, следует из данных, предоставленных РБК банком «Русский стандарт», являющимся одним из банков-эквайеров этой системы. В китайской платежной системе Union Pay (иностранные карты), по данным банка, в рассматриваемые периоды снижение составило 52 и 68% соответственно.

Предоставить сравнительные данные по транзакциям популярного китайского сервиса оплаты по QR-кодам WeChat Pay в «Русском стандарте» не смогли, так как банк начал сотрудничество с ним только в феврале 2019 года.

ВТБ как банк-эквайер отмечает «незначительное» снижение числа платежей как по Alipay, так и по картам, выпущенным китайскими банками, начавшееся около двух недель назад. Абсолютные данные по числу транзакций оба банка не привели. В Alipay на запрос РБК по существу не ответили.

В Сбербанке и Газпромбанке, являющимися крупными банками-эквайерами, не стали комментировать, как изменились платежи в России по выпущенным в Китае картам.

Россия без китайских туристов

Значительному снижению платежей уже в январе удивился Александр Агамов, исполнительный директор ассоциации «Мир без границ», занимающейся развитием российско-китайского туризма. Китайские туристы, основная часть которых въезжает в Россию в составе организованных групп (группы от пяти человек пускают без виз, и на них приходится 80% турпотока), приезжали в Россию фактически весь месяц, отправку туристических групп власти Китая из-за коронавируса приостановили только с 27 января, напоминает Агамов. Он сомневается, что несколько дней в конце января могли оказать такое сильное влияние на число транзакций. В январе турпоток из Китая был плановым, подтверждает представитель туроператора «Интурист».

Однако в феврале все туры, по словам представителя «Интуриста», были аннулированы «до нормализации ситуации», а последние китайские туристы, прибывшие в составе тургрупп, уехали 5 февраля. Сейчас в России остаются китайцы, которые приехали по индивидуальным туристическим визам, указывает Агамов. В московских гостиницах, по данным ассоциации «Мир без границ», сейчас находится около 1 тыс. таких туристов. По сравнению с организованным турпотоком это небольшое число: за первый квартал 2019 года по индивидуальным туристическим визам в Россию приехали около 8–9 тыс. китайцев, а по сведениям погранслужбы ФСБ, всего в январе—марте 2019 года в Россию прибыли 342 тыс. граждан КНР, из них с туристическими целями — 163 тыс. человек.

Официально выдача индивидуальных туристических виз пока не остановлена, хотя достоверной информации, выдают ли их на деле китайцам, у российских туроператоров нет, добавляет Агамов.

Оценка потерь

Всего в феврале, по прогнозам «Мира без границ», в Россию должны были приехать 45 тыс. организованных китайских туристов. Потери легального турбизнеса — авиакомпаний, туроператоров, гостиниц и точек общепита — в случае аннуляции этих заявок могут составить $40–45 млн, оценивала ранее Ассоциация туроператоров России (АТОР). Если карантин продлится в марте, Россия, по оценкам АТОР, может недосчитаться еще 50 тыс. китайских туристов — в этом случае турбизнес, работающий с группами из Китая, может потерять в первом квартале 2020 года до $100 млн.

По оценкам «Мира без границ», оборот туроператоров по обслуживанию китайских туристов в Москве и Петербурге составляет 30 млрд руб. в год — это деньги, которые тратятся на услуги гостиниц, транспорта, заведений общепита и музеев. Сверх этого китайцы могут тратить в Москве и Петербурге на покупки, развлечения и др., не входящие в программу туроператоров, еще 10 млрд руб., добавляет Агамов. Текущие потери «больные и ощутимые, но не смертельные и не драматические» для компаний, работающих на рынке въездного китайского туризма, но туроператоров беспокоит неопределенность ситуации в высокий сезон — с мая по сентябрь. В случае снятия ограничений турпоток может восстановиться быстро, но турфирмы опасаются, что могут затянуться бюрократические процедуры по подтверждению того, что эпидемиологическая ситуация в Китае нормализовалась, говорит Агамов.

Падение турпотока из Китая скажется и на гостиничном бизнесе — для некоторых отелей туристы из Китая создают основной спрос. Например, в московской гостинице «Космос» (более 1,7 тыс. номеров) туристы из Китая составляют 68% от всех гостей, свидетельствует отчетность ПАО «Гостиничный комплекс «Космос» за третий квартал 2019 года. В пресс-службе гостиницы «Космос» не стали отвечать на вопрос, ощутил ли отель спад числа туристов из Китая и отменяют ли они брони номеров в гостинице.

Люкс без китайских покупателей

Российский рынок премиальных и люксовых товаров зависим от китайских потребителей так же, как и мировой, указывает директор группы по обслуживанию розничной и оптовой торговли и дистрибуции Deloitte Оксана Кожина. По ее словам, Россия много лет подряд остается одним из самых востребованных рынков для совершения китайцами покупок в сегменте класса люкс во многом благодаря слабому рублю. Большая часть покупок приходится на традиционные магазины, поэтому сегмент класса люкс так чувствителен к оттоку туристического потока из Китая, уточняет эксперт.

Доля китайцев на мировом рынке персональных люксовых товаров (одежда, сумки, обувь, часы и украшения) в 2019 году достигла, по данным Bain & Company, 35%. Всего продажи люксовых товаров в прошлом году выросли на 4%, до €281 млрд. Вклад китайских потребителей в рост объема рынка составляет около 90%.

В январе и начале февраля трафик в московских торговых центрах премиум-сегмента снизился на 9,4%, вытекает из исследования Shopping Index консалтинговой компании Watcom (учитывает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговой площади, отражает активность потребителей в торговых комплексах). Но, отмечает президент Watcom Роман Скороходов, отсутствие китайских туристов только частично отразилось на снижении трафика в ТЦ — в целом для премиум-сегмента характерна отрицательная динамика, связанная с экономической ситуацией в стране.

Один из крупнейших люксовых игроков России, компания Mercury, ранее раскрывала, что доля покупателей из Китая от общего числа клиентов ЦУМа составляет 7%, у петербургского ДЛТ — 17%. Компания разрабатывала специальную туристическую шопинг-программу, нацеленную на туристов из Китая, и рассчитывала нарастить долю до 30%.

Как жители Китая защищаются от коронавируса. Фоторепортаж
Фотогалерея 

В Mercury не стали комментировать ситуацию с китайскими туристами, объяснив тем, что основной фокус и приоритет ЦУМа в этом году — работа с постоянными клиентами из России и стран СНГ. Не ответили на запрос РБК и в Bosco di Ciliegi (управляет, в частности, ГУМом).

Без культурной программы

Из-за вспышки коронавируса в Китае посетителей в Царском Селе стало меньше, констатировала на прошлой неделе пресс-служба музея. Так, в первую неделю февраля общее число посетителей Царского Села снизилось на 9,6% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года.

Царское Село — один из самых посещаемых китайскими туристами музейных комплексов России. В сентябре 2019 года из-за них случился «коллапс»: посетителей из Китая было так много, что россияне не могли попасть в музей-заповедник. Тогда в Царском Селе был «красный уровень опасности», утверждала замминистра культуры России Алла Манилова. Она предлагала выделить для китайских туристов отдельные дни посещения, чтобы решить проблему загруженности музея.

В 2019 году Государственный исторический музей (ГИМ) посетили 210 тыс. туристов из Китая, что составляет 70% от общего числа иностранных посетителей, сообщили РБК в пресс-службе музея. По ее словам, «в настоящий момент, в период низкого туристического сезона, музей еще не ощутил в цифрах падение посещаемости. При этом, по наблюдениям, поток китайских туристов резко сократился». Существенное влияние на посещаемость музея отсутствие китайских туристов может оказать в весенне-летний период, прогнозирует пресс-служба.

РБК направил запросы в Царское Село, Эрмитаж, музеи Московского Кремля, Третьяковскую галерею.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Туризм"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 24 декабря
EUR ЦБ: 92,81 (-0,05)
Инвестиции, 17:46
Курс доллара на 24 декабря
USD ЦБ: 78,59 (-0,73)
Инвестиции, 17:46
Что такое экзосомы и какую роль они играют в косметологии РБК и КИТ МЕД, 19:46
Премьер Гренландии рассказал, что грустит из-за притязаний США на остров Политика, 19:43
Трое погибли в Белгородской области при атаке дрона Политика, 19:41
Bloomberg сообщил о рекордном экспорте нефти из России за два года Политика, 19:34
Как устроен полный цикл производства шин РБК и Ikon Tyres, 19:20
Токаев предложил Казахстан как площадку для мирных переговоров Политика, 19:17
Полузащитник «Спартака» забил победный гол в матче Кубка Африки Спорт, 19:17
Новый год — с новыми силами
Как правильно отдыхать?
Узнать на интенсиве
Степашин заявил, что Газзаев будет помогать главному тренеру «Динамо» Спорт, 19:03
Начните с малого: подборка акций до 1000₽ #всенабиржу!, 19:00
Генштаб ВСУ объяснил отступление из Северска Политика, 18:47
Эксперты назвали регионы с самыми безаварийными водителями Авто, 18:40
Культура повседневности: РБК и «Сбер» провели визионерский бранч Стиль, 18:37
В Курске военному дали пожизненное за убийство женщины и похищение детей Политика, 18:34
Как заправляться на 6 тысячах АЗС по одной карте РБК и Teboil PRO, 18:25