«Аэрофлот» снизил тарифы на некоторые рейсы
В пятницу, 11 декабря, «Аэрофлот» объявил о снижении цен на внутренние перелеты на 10%, говорится на сайте компании. Снижение тарифов предусмотрено для всех классов обслуживания и всех тарифных групп на собственных рейсах перевозчика. Предложение продлится до 26 марта 2016 года включительно. Акция не коснется «плоских» тарифов — билетов экономкласса на рейсы из Москвы в Симферополь, Калининград, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Владивосток и обратно.
«Это [решение снизить тарифы] можно считать реакцией на устное предупреждение», — сообщил РБК представитель ФАС. Оперативный комментарий «Аэрофлота» получить не удалось.
В среду, 9 декабря, ФАС пригрозила возбуждением дела «Аэрофлоту»: получив маршруты «Трансаэро», госкомпания стала завышать цены на билеты, считает глава ведомства Игорь Артемьев. Федеральная антимонопольная служба вынесла «Аэрофлоту» устное предупреждение из-за роста цен на билеты после ухода с рынка «Трансаэро», заявил журналистам глава службы Игорь Артемьев. «Декабрь — это спад авиационных перевозок на рынке, в это время тарифы падать должны, а не подниматься. А у нас все наоборот. Мало того что отдали 53 [направления «Трансаэро»], так еще и тарифы подняли. С какого такого?» — отметил руководитель ФАС (цитата по «Интерфаксу»). Если авиакомпания не изменит свою политику, за устным предупреждением может последовать письменное, а затем — возбуждение дела, не исключил глава ФАС.
Средний чек по внутренним рейсам в России в 2015 году вырос на 3%, с 11,9 тыс. до 12,3 тыс. руб., по международным рейсам — на 6,7%, с 18 тыс. до 19,3 тыс. руб. (для авиабилетов в обе стороны), сообщает генеральный директор Biletix Александр Сизинцев. По его словам, доля ценового сегмента до 10 тыс. руб. на авиабилеты в одну сторону сократилась с 61,8% в 2014 году до 53,5% в 2015 году, а ценовой сегмент от 10 тыс. до 20 тыс. руб. вырос с 31,9 до 36,9%. «Несмотря на общий рост стоимости авиабилетов, он не является критичным, находясь ниже официального уровня инфляции. Вопреки опасениям уход с рынка такого крупного игрока, как «Трансаэро», а также ряда иностранных авиаперевозчиков не вызвал резкого подорожания авиабилетов», — считает Сизинцев. По его мнению, в сдерживании роста стоимости билетов заинтересованы прежде всего авиаперевозчики, стремящиеся сохранить свою долю рынка на фоне снижения покупательской способности.
Близкий к совету директоров «Аэрофлота» источник РБК считает, что после ухода «Трансаэро» с рынка цены повысили все авиаперевозчики. «Если и повышали, то вместе с конкурентами, — говорит собеседник РБК. — Раньше «Трансаэро» демпинговала, продавала билеты ниже себестоимости. Теперь цены поднялись на уровень рентабельности». По его словам, ФАС не называет конкретных направлений, к которым у службы есть претензии.
ФАС давно интересуется ценообразованием авиакомпаний. В начале 2014 года служба решила, что перевозчики обязаны за день до вылета не повышать цены на билеты, а наоборот, делать на них скидку 25%. Соответствующее предписание ФАС выписала восьми крупнейшим перевозчикам — «Аэрофлоту», «Трансаэро», S7 Airlines, UTair, «Уральским авиалиниям», «России» («дочка» «Аэрофлота»), NordWind и OrenAir — в марте 2014 года. При этом Минтранс не поддержал инициативу Артемьева. Рентабельность авиаперевозок и так лежит в пределах 1,5–3%, что не позволяет говорить о сверхдоходах, говорил РБК представитель Минтранса. В результате ни одна из авиакомпаний предписание выполнять не стала. «Аэрофлот» пытался оспорить его в суде, но безуспешно. Летом 2014 года Федеральная антимонопольная служба предлагала наказывать авиакомпании за значительную разницу в цене билетов на одинаковые расстояния. Перевозчики не согласились с этой инициативой.
В 2010 году ФАС бралась искоренить практику продажи невозвратных авиабилетов — запрет должен был коснуться только отечественных авиаперевозчиков. За год до этого антимонопольной службой была объявлена проверка авиакомпаний на предмет возможного завышения цен на авиабилеты. Глава ведомства Игорь Артемьев остался недоволен тем, что существенное падение цен на авиационный керосин не привело к соответствующему снижению цен на билеты.
За девять месяцев 2015 года «Аэрофлот» перевез на внутренних направлениях 17,8 млн пассажиров.