Автопроизводители впервые не спрогнозировали продажи автомобилей в России
Рынок без прогноза
Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) впервые за свою историю не смогла дать прогноз по авторынку в России на 2018 год. «Насколько мы знаем, финального решения правительства по этому вопросу (размеру утилизационного сбора. — РБК) еще не оглашено. Пока этого не случится, участникам рынка сложно будет оценивать воздействие на их бизнес», — заявил председатель комитета авто производителей АЕБ Йорг Шрайбер на итоговой пресс-конференции в пятницу, передает корреспондент РБК.
11 декабря газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источник сообщила, что Минпромторг предложил правительству с 2018 года повысить утилизационный сбор на легковые машины на 87–125% в зависимости от объема двигателя. Но в пресс-службе Минпромторга это опровергли, уточнив, что средневзвешенный размер индексации утилизационного сбора составит 15–17,5%. «Для потребителей индексация не приведет к увеличению стоимости производимых в России автомобилей в связи с существенным объемом средств федерального бюджета, запланированных в 2018–2020 годах на поддержку автомобильной промышленности, — более 125 млрд руб. ежегодно, включая субсидии на программы стимулирования спроса, производственных затрат производителей и выполнения ими экологических требований», — говорил РБК представитель ведомства.
Индексация утилизационного сбора в 2018 году будет от нуля до 15% и чуть выше в зависимости от автомобиля, до конца дня документ будет завизирован, заявил в пятницу журналистам вице-премьер Аркадий Дворкович. Представитель Минпромторга сказал РБК, что подробная информация об утилизационном сборе появится после 17 января.
По словам Шрайбера, у АЕБ вызывают беспокойство и программы господдержки, условия которых не всегда достаточно прозрачны для участников рынка. Правительство решило сократить объем программ поддержки спроса на автомобили почти вдвое, до 35 млрд руб., сообщил в середине декабря глава Минпромторга Денис Мантуров. Они «должны анонсироваться заблаговременно и представлять равные условия всем игрокам, которые хотят и могут принять участие в них», — сказал он.
Большинство опрошенных РБК автопроизводителей соглашаются, что серьезное повышение утилизационного сбора может сильно повлиять на рынок и делать долгосрочные прогнозы преждевременно. «АЕБ — это ассоциация, объединяющая всех автопроизводителей, если она что-то транслируют вовне, то это должна быть консолидированная позиция. Не все автопроизводители определились со своими прогнозами, поэтому сегодня не был назван итоговый прогноз. Более того, за последние несколько месяцев было много вводных: акцизы, утилизационные сборы, которые могут сильно влиять на рынок», — сказал РБК управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев. Он прогнозирует, что по итогам 2018 года рынок вырастет на 9–10%, до 1,7–1,75 млн машин.
Директор по маркетингу Kia Motors Rus Валерий Тараканов отмечает, что если не учитывать глобальные политические факторы, то нет других причин, которые могут приостановить рост рынка. «Я считаю, что рынок будет расти, но темпы будут зависеть от размера господдержки», — сказал он. По словам Тараканова, пока не будет принято итоговое решение по размеру утилизационное сбора, Kia не планирует вносить изменения в стратегию и планы производства и продаж в России.
«У меня на столе, грубо говоря, лежат три сценария на этот год: первый, который мы запланировали в октябре, до слухов о повышении утильсбора и решений по сокращению господдержки; второй, который мы пытались сделать на основе бросовой информации от Минпромторга и от СМИ; третий, более оптимистичный», — рассказывает директор по продажам Volkswagen Елена Смигановская. По ее словам, господдержка имеет большое значение, но необходимо проводить долгосрочное стимулирование, чтобы все смогли воспользоваться программами.
Рост впервые за пять лет
По итогам 2017 года было продано 1,59 млн легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 11,9% больше, чем в 2016 году, заявил Шрайбер. Продажи автомобилей в декабре составили 166 тыс. штук (+14% к 2016 году). По данным АЕБ, на локальную сборку пришлось 75% всех проданных в 2017 году в России автомобилей.
2017 год стал переломным для российского авторынка. После четырех лет падения, когда рынок сократился более чем в два раза, в марте рынок вышел в плюс, а уже в мае показал двузначные темпы роста — на 14,7% впервые с начала кризиса. «Рынку предстоит долгий путь возвращения к его прежнему размеру, но первый и очень важный шаг в правильном направлении сделан», — сказал Шрайбер.
По итогам 2017 года выросли продажи всех марок из топ-10, кроме Toyota (удержала продажи на уровне 2016 года после падения на 4% годом ранее): Lada — на 17%, Hyundai — 9%, Renault — 17%, Kia — 22%, Volkswagen — 21%, Nissan — 8%, ГАЗ — 5%, Skoda — 12%, Ford — 18%. В плюс смогли выйти даже премиальные бренды, за исключением Porsche (-8%), Land Rover (-3%) и Lexus (-2%).
В среду, 10 января, исполнительный президент АвтоВАЗа по продажам и маркетингу Ян Птачек сообщил, что доля компании на российском рынке выросла с 19,6 до 20,5%, достигнув максимума за последние шесть лет.
Несмотря на активное восстановление продаж, автодилеры скептично оценивают перспективы российского рынка. В 2017 году количество дилерских центров продолжило сокращаться, дилерская маржа оставалась крайне низкой, а большая часть автомобилей уходила по программам господдержки. В 2017 году свои салоны закрыла некогда одна из крупнейших автодилерских групп «Независимость», которая буквально за несколько месяцев потеряла все бренды и оказалась на грани банкротства.