СМИ узнали о покупке «Яндексом» банка у гендиректора группы «Связной»
«Яндекс» ведет переговоры о покупке банка «Акрополь», владельцем которого в 2020 году стал гендиректор группы «Связной» Евгений Давыдович, сообщает The Bell со ссылкой на четыре источника на платежном и банковском рынке. Двое из них уточнили, что сейчас «Яндекс» проводит due diligence банка, и договор купли-продажи будет подписан уже в ближайшие дни.
Представитель «Яндекса» сообщил РБК, что компании «интересно получение банковской лицензии». «Мы рассматриваем все доступные варианты», — пояснил он. При этом сумму сделки стороны не раскрывают. Евгений Давыдович отказался от комментариев.
По словам источника The Bell, фактически «Яндекс» намерен купить «Акрополь» ради банковской лицензии для самостоятельного развития финтех-направления, при этом компания не планирует открывать отделения и выдавать кредиты. Сумма сделки не раскрывается, однако в феврале 2020 года Евгений Давыдович купил «Акрополь» у предыдущего собственника Ахмета Паланкоева за сумму в один капитал банка (около 1,1 млрд руб. по данным на начало 2020 года).
Зачем «Яндексу» собственный банк
С 2002 года «Яндекс» развивал финансовые услуги через проект «Яндекс.Деньги». В середине 2013-го совладельцем этого сервиса стал Сбербанк, а доля «Яндекса» снизилась до 25% плюс 1 рубль. По условиям сотрудничества с банком интернет-компания не имела права развивать какие-либо другие финансовые услуги. Однако летом 2020 года стороны объявили о разделе активов: «Яндекс.Деньги» полностью перешли Сбербанку, а сам «Яндекс» получил возможность заняться финтехом.
Спустя несколько месяцев, в сентябре, стало известно о переговорах «Яндекса» по покупке TCS Group (головная структура Тинькофф Банка). Стороны достигли предварительного соглашения, согласно которому «Яндекс» должен был заплатить за каждую акцию TCS по $27,64, в сумме около $5,48 млрд. Сделка могла стать крупнейшей на российском финансовом рынке за последнее время и привести к созданию интернет-гиганта с капитализацией $30 млрд. Но менее чем через месяц она развалилась из-за разногласий участников.
Как рассказывал в интервью РБК в ноябре прошлого года управляющий партнер «Яндекса» Тигран Худавердян, после срыва сделки с Тинькофф Банком компания решила самостоятельно развивать финтех-направление. Реалистичным сроком, когда компания может через условно выдать первые кредиты, карточки, он тогда называл «порядка 12 месяцев». Также Худавердян в рамках онлайн-конференции Yet another Conference 2020 говорил, что «Яндекс» хочет построить крупного игрока на рынке онлайн-торговли, что невозможно сделать, не имея комплиментарного финансового сервиса в экосистеме.
В августе «Яндекс» подал заявки на регистрацию нескольких десятков брендов финансовой тематики: «ЯБанк», «ЯТрейд», «ЯВалюта» и т.д. А позднее зарегистрировал и одноименные домены. 10 марта «Яндекс» обьявил о запуске сервиса безналичной оплаты Yandex Pay. Чтобы воспользоваться им, владельцу аккаунта на «Яндексе» нужно привязать к нему свою банковскую карту — Mastercard, Visa или «Мир». После этого платежные данные не придется каждый раз вводить заново — они будут подтягиваться с «Яндекса».
Банк «Акрополь» был основан в 1994 году, основным направлением его деятельности считается размещение свободной ликвидности на межбанковском рынке и на депозитах в ЦБ. «Акрополь» имеет лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. По данным на 1 февраля 2021 года активы «Акрополя» составляют около 1,25 млрд руб., что на 290,2 млн меньше, чем в аналогичный период прошлого года. Капитал банка составляет 1,02 млрд руб., а чистый убыток — 6,58 млн руб. (при этом к январю 2021 года убыток находился на уровне 81,8 млн руб.).
Директор банковских рейтингов НРА Константин Бородулин отметил, что «Яндекс» после прекращения сотрудничества со Сбербанком и передачи ему «Яндекс.Денег» планировал развивать бизнес на основе уже готовых решений, но в итоге решил, что выгоднее развивать финансовые услуги самостоятельно, используя лицензию подходящего для этого банка. «В первую очередь этот банк подходит тем, что имеет приличное качество активов без серьезных проблем. Стоимость банка может составлять в районе одного капитала», — отметил он.
Вице-президент по вопросам аудиторских и консультационных услуг финансовым институтам ФБК Grant Thornton Алексей Терехов сказал, что у «Акрополя» есть почти все необходимые лицензии для проведения большинства операций с физическими лицами. «Также банк получает доход в основном от комиссий за операции и от размещения средств в ЦБ, то есть никаких подводных камней, которые могли бы оградить от покупки, у него нет», — рассуждает он. Терехов подчеркнул, что «Яндексу» проще слиться с банком, который станет инструментом для развития финтеха, чем с состоявшимся бизнесом. «Можно предположить, новая сделка позволит «Яндексу» быстрее достичь поставленных целей в финтехе и платежном бизнесе: у него уже есть большая клиентская база, которой можно будет предоставить новые финансовые услуги и которую не надо будет ни с кем делить», — заключил он.