Государство вернуло себе акции крупнейшего производителя соды в России
Российская Федерация восстановила контроль над активами крупнейшего в стране производителя соды — Башкирской содовой компании (БСК). Об этом сообщил официальный представитель Генпрокуратуры Андрей Иванов.
«Акции БСК перечислены на лицевой счет Росимущества. Одновременно органами прокуратуры организовано на системной основе осуществление надзора за обеспечением законности в деятельности АО «Башкирская содовая компания» и соблюдением трудовых прав его работников», — сказал Иванов.
Арбитражный суд Башкирии 4 декабря удовлетворил иск Генпрокуратуры об изъятии акций «Башкирской содовой компании». «Согласно решению суда, в пользу Российской Федерации истребованы 95,72% обыкновенных именных акций АО «Башкирская содовая компания» из чужого незаконного владения АО «Региональный фонд», АО «Башкирская химия» и ООО Торговый дом «Башкирская химия», — сообщила тогда Генпрокуратура. Держателя реестра акционеров АО «Реестр» и номинального держателя акций ПАО «Банк Уралсиб» обязали списать ценные бумаги со счетов ответчиков и зачислить их на лицевой счет Росимущества.
1 марта Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в Челябинске оставил в силе это решение суда. На решение Арбитража Башкирии в январе поступило 14 апелляционных жалоб. Постановление суда от 11 декабря 2020 года обжаловали АО «Башкирская химия», АО «Башкирская содовая компания», ООО «Торговый дом «Башкирская химия», ООО «Башхимтранс», ООО «Санаторий-профилакторий «Ольховка» и девять физических лиц. Жалобы оставлены без удовлетворения, решение вступило в законную силу.
Конфликт вокруг БСК начался в августе 2020 года после массовых протестов на горе Куштау, где компания собиралась начать разработку известняка. На горе произошли столкновения между экоактивистами и сотрудниками ЧОПа и полиции. Дело получило федеральный резонанс, все работы на горе были свернуты.
Тогда в ситуацию вмешался президент Владимир Путин. «У государства было 62%, а внезапно стало 38%. И как результат — приоритеты работы компании резко изменились. Прошу также прокуратуру провести проверку законности сделки, в результате которой был утрачен контроль за этими активами со стороны государства», — сказал президент.
Генпрокуратура по поручению Путина занялась проверкой законности снижения доли государства в БСК, по ее иску суд арестовал акции компании.
В Башкирии было четыре шихана — одиноко стоящие пологие горы: Торатау, Шахтау, Юрактау и Куштау, образующие цепь. Они являются поднятыми наверх в результате геологической активности остатками барьерного рифа, образовавшегося в теплом море в пермском периоде более 200 млн лет назад и состоят из известковых отложений. Разработка шихана Шахтау (Царь-гора) предприятиями по производству соды началась еще в 1950-е годы, в настоящее время шихан полностью уничтожен, на его месте образовался карьер.
Сырьевой базой БСК является месторождение Шахтау, запасов которого, по прогнозам самой содовой компании, хватит до 2023 года. БСК много лет вела поиск альтернативных месторождений, претендовала на разработку шиханов Торатау и Юрактау, имеющих статус памятников природы. Глава Башкортостана Радий Хабиров говорил, что священные для местных жителей горы Торатау и Юрактау трогать не будут. «Мы будем искать сырье для «Соды». Что касается горы Куштау, то охранного статуса у нее нет, разрешительные документы на начало разработки выданы еще в 2017 году, и работы уже ведутся. Если запасы здесь подтвердятся — это приемлемый вариант решения проблемы», — сказал тогда глава Башкирии. В августе прошлого года стало известно, что Приволжскнедра выдали лицензию БСК на разведку и добычу полезных ископаемых месторождения Куштау, расположенного возле разрабатываемого предприятием истощенного шихана Шахтау, сроком до 10 августа 2039 года. В начале августа этого года компания начала на шихане вырубку леса, что спровоцировало общественные протесты.