«Норникель» разработал «план Б» на случай ужесточения санкций
Из-за западных санкций против России и отказа некоторых европейских портов принимать российские товары «Норильский никель» столкнулся с логистическими проблемами в Европе. Об этом в интервью РБК рассказал крупнейший совладелец и президент компании Владимир Потанин.
«Возникают также логистические проблемы в связи с отказом ряда европейских портов обрабатывать наши грузы <...> Но [эти проблемы] пока не носят критический характер», — сказал Потанин.
Основная продукция «Норникеля» — никель, платиноиды и медь — ориентированы на европейский рынок, напоминает он. В 2021 году на фоне роста цен на металлы выручка компании от их продажи выросла на 14,2%, до $17,1 млрд. Больше половины продаж (53%) пришлось как раз на Европу, еще 15% — на США и Южную Америку, следует из ее презентации. А доля Азии сократилась с 35% до 27%. Это в компании объясняли «высокой базой» 2020 года, когда выросли продажи меди благодаря высокой премии к цене на местных рынках и низкими затратами на логистику. К тому же в прошлом году сократились продажи никеля в Китае, потому что местные потребители переориентировались с высококачественных продуктов на никелевый чугун из Индонезии, говорили в компании. На российский рынок пришлось всего 5% продаж «Норникеля».
«План Б», то есть переориентацию с традиционных рынков (Европа и США) на азиатские, компания пока не рассматривает, хотя у нее есть такой план, отметил Потанин. «Ажиотация, которая вокруг товаров российского происхождения происходит, она, конечно, заставляет нас о «плане Б» думать. Но наша первичная задача — это укрепиться на тех рынках, на которых мы находимся, а не уйти с них», — добавил он.
Под перестройкой логистической системы поставок глава «Норникеля» подразумевает переориентирование с европейских и американских рынков на Китай и другие страны — за пределами тех государств, которые вводят санкции против России. «Но до этого пока не дошло, и мы рассчитываем, что до этого не дойдет», — подчеркнул Потанин.