Потанин назвал неожиданными санкции против ЦБ и ФНБ
Глава «Норникеля» Владимир Потанин в интервью РБК заявил, что многие из западных санкций, в том числе против резервов Центрального банка и Фонда национального благосостояния, стали для него неожиданностью.
«Лично для меня, например, была неожиданность, что все-таки решатся наши, как их наш президент называет «западные партнеры», наложить руку на валютные резервы Центрального банка и Фонда национального благосостояния. Это такой ангажированный с их стороны шаг. Похоже, что он нами не рассматривался в качестве очевидного», — сказал он.
Кроме того, по словам Потанина, «мало кто» рассматривал, что будет такой массовый исход иностранных компаний с российского рынка. «Причем многие из них делают это не из-за санкций, а, так сказать, в добровольном порядке. <...> Я думаю, что такого массового исхода компаний никто не ожидал, и поэтому на это приходится реагировать более спонтанно», — отметил бизнесмен.
С конца февраля западные страны, включая США и ЕС, начали вводить против России санкции. Они коснулись крупных промышленных и финансовых компаний, зарубежных активов ЦБ, а также чиновников, бизнесменов и военных.
Кроме того, о приостановке или прекращении работы в России, приостановке инвестиций в страну и сворачивании рекламных кампаний объявили более сотни зарубежных компаний из разных сфер деятельности. Это магазины одежды H&M и Mango, люксовый конгломерат LVMH, автопроизводители (включая Volkswagen, Porsche и Toyota), компания Apple, торговая сеть по продаже мебели и товаров для дома IKEA, корпорация Microsoft, сеть ресторанов быстрого питания «Макдоналдс» и другие.
После этого правительство одобрило пакет мер поддержки экономики России, описывающий механизм ввода временного управления российским имуществом иностранных компаний, которые покидают российский рынок. С этой инициативой выступила «Единая Россия», назвав это «первым шагом к национализации имущества иностранных компаний». Президент России Владимир Путин предложение поддержал.
10 марта глава «Норникеля» заявил, что конфискация активов решивших уйти с российского рынка компаний «вернет нас на 100 лет назад, в 1917 год». С последствиями такого решения — глобальным недоверием со стороны инвесторов — Россия будет бороться много десятилетий, считает Потанин.
По его словам, во многих случаях уход с российского рынка является эмоциональным решением, компании после урегулирования ситуации вернутся в Россию. Внешнее управление, в свою очередь, позволит бизнесам сохранить собственность, продолжить производство и платить зарплату сотрудникам.