Новак объяснил идею запретить импорт дешевого бензина
Минэнерго предлагает ввести шестимесячный запрет на импорт нефтепродуктов в Россию и таким образом предотвратить поставки дешевого иностранного бензина на внутренний рынок, чтобы поддержать российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Об этом заявил глава ведомства Александр Новак в передаче «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым».
По словам Новака, это «вынужденная и не совсем рыночная» мера, к которой сейчас прибегают многие страны, в частности Казахстан, власти которого запретили ввоз нефтепродуктов.
«Мы также предлагаем эту меру для того, чтобы сохранить нашу нефтеперерабатывающую отрасль, и в первую очередь это нам обеспечит сохранение рабочих мест, сохранение работы нефтеперерабатывающих заводов», — отметил министр (цитата по ТАСС).
О том, что правительство решило запретить импорт дешевых нефтепродуктов в Россию, сообщил РБК один из участников топливного рынка и подтвердили три федеральных чиновника. Соответствующее предложение Минэнерго уже поддержал профильный вице-премьер Юрий Борисов, отмечали два собеседника РБК.
По словам одного из источников, запрет введут в ближайшее время, еще в апреле. Сначала компаниям объявят о решении, а законодательно его закрепят после выхода постановления правительства, указал один из собеседников. Запрет при этом будет временным и рассчитан до сентября — на тот период, в который цены на нефть, по прогнозу Минэнерго, останутся низкими, отмечал источник.
Цены на нефть начали снижаться на фоне эпидемии коронавируса и распада сделки ОПЕК+. Соглашение перестало действовать с 1 апреля, поскольку участники картеля не смогли договориться о его продлении или изменении условий по сокращению добычи. На переговорах 9 апреля стороны, за исключением Мексики, договорились о новом соглашении, следующая встреча министров ОПЕК+ должна пройти 12 апреля.
Цены на бензин за рубежом вслед за падением стоимости нефти снизились, а в России его стоимость почти не изменилась из-за особенностей регулирования — механизма сглаживания цен, или так называемого демпфера. Он защищает стоимость топлива от скачков, к которым могут привести колебания нефтяных котировок. В рамках этого механизма нефтяники доплачивают государству, если внутренний рынок становится премиальным, и из-за этого не могут снизить цены на заправках. Если же на внутреннем рынке складывается дисконт по сравнению с экспортными поставками, то уже бюджет доплачивает компаниям, чтобы те не повышали цены.