Борис Минц приведет в Россию американскую сеть коворкингов
Пространство нового типа
Глобальная сеть WeWork намерена до весны 2018 года выйти на российский рынок, рассказали РБК менеджеры четырех консалтинговых компаний в сфере недвижимости, а также источник, близкий к O1 Properties Бориса Минца. WeWork, стоимость которой оценивается более чем в $20 млрд, ищет площадки вместе с O1 Properties, уточнили два собеседника РБК. По их информации, стороны, в частности, обсуждают возможность открытия коворкингов в принадлежащем O1 бизнес-центре «Белая площадь» возле Белорусского вокзала.
Компанию WeWork интересуют помещения преимущественно в пределах Садового кольца площадью от 2,5 тыс. до 4 тыс. кв. м, знает партнер Cushman & Wakefield Михаил Миндлин. По его словам, всего WeWork планирует открыть в Москве до десяти коворкингов.
«Мы всегда смотрим на все основные рынки, но в настоящее время ничего конкретного про Москву сказать не можем», — заявила РБК представитель WeWork Каппи Вильямсон. В O1 Properties отказались от комментариев.
В коворкинге не сдаются в аренду традиционные офисы и рабочие места, а продается право на пользование пространством, в котором реализованы различные варианты рабочих зон — переговорные, лобби наподобие гостиничного, кафе и т.п., объясняет директор отдела офисных помещений CBRE Елена Денисова. «Это скорее приятная креативная среда, где работник может выбрать, что ему нужно в конкретный момент, — рассказывает эксперт. — При этом все расходы на обслуживание рабочего пространства берет на себя владелец коворкинга».
Партнеры из списка Forbes
Компания WeWork была создана в Нью-Йорке в 2010 году. Сегодня в ее управлении 229 офисов в 53 городах и 16 странах мира, говорится на сайте компании. В Восточной Европе WeWork еще не представлена.
За время существования компания, по данным Forbes, привлекла более $2,5 млрд от таких крупных международных инвесторов, как Goldman Sachs и Softbank. Состояние ее совладельца Адама Ньюмана Forbes оценивает в $2,6 млрд (814-е место в глобальном рейтинге миллиардеров), а стоимость WeWork — в $21 млрд. Для сравнения: капитализация базирующейся в Швейцарии International Workplace Group, чьи акции торгуются на Лондонской фондовой бирже, 12 октября 2017 года приближалась к £3 млрд (под одним из своих брендов Regus компания предлагает в том числе услуги коворкинга в разных странах, включая Россию).
Свои финансовые показатели WeWork не раскрывает. В 2014 году в презентации для инвесторов компания сообщала, что ее выручка по итогам того года достигнет $121,4 млн, а EBITDA — $38,2 млн. В августе 2015-го в новой презентации WeWork утверждала, что к 2018 году ее выручка составит $2,9 млрд, а операционная прибыль — $942 млн. Доступная отчетность британского подразделения WeWork, однако, свидетельствует о том, что бизнес пока убыточен. В 2016-м при выручке £60,9 млн операционный убыток равнялся £8,7 млн.
Основной владелец O1 Properties, российского партнера WeWork, — Борис Минц (в рейтинге российского Forbes он занимает 72-е место с состоянием $1,3 млрд).
Коворкинг vs офис
Сейчас в Москве насчитывается около 70 коворкингов на 4 тыс. мест, говорит Константин Королев, руководитель федеральной сети коворкингов GrowUp (входит в Becar Asset Management Group). Коворкинг обычно дешевле офиса сопоставимого качества и локации на 15–50%, утверждают в Becar. Например, в среднем год аренды офиса площадью 100 кв. м в бизнес-центре класса B+ обойдется компании примерно в 1,3 млн руб., а коворкинг на десять мест — в 1,1 млн руб. Ценность коворкинга не только в более низкой стоимости аренды, но и в том, что резидент получает гораздо больший выбор функциональных зон, добавляет Королев.
Основатель кадрового агентства Pruffi Алена Владимирская называет три причины, по которым популярность коворкинга в России будет расти. Даже крупные компании сегодня привлекают удаленную рабочую силу, так как это дешевле и дает больший выбор персонала. Кроме того, крупные компании позволяют сотрудникам в какие-то дни работать из дома. А поскольку многие не могут работать из дома, коворкинги становятся очень востребованны, объясняет Владимирская. Наконец, по ее словам, в целом растет количество стартапов.
Количество желающих работать удаленно постоянно увеличивается, говорит директор по маркетингу HeadHunter Ольга Мец. В этом году на сервисе более 1 млн резюме разместили соискатели, которые хотели бы и готовы работать в таком режиме. В 2015 году доля таких резюме составила 8,5% от общего числа, в 2017 году — уже 12%, отмечают в HeadHunter.
Вакантность бизнес-центров класса А внутри Садового кольца, которые были бы потенциально интересны подобной WeWork сети, составляет около 16%, указывает директор департамента консалтинга и оценки S.A. Ricci Александр Морозов. По его мнению, собственники такой недвижимости, сотрудничая с коворкинговыми сетями, не только заполняли бы свободные площади, но и диверсифицировали бы риски и пул арендаторов за счет нестандартного клиента.
Если инвестиции в бизнес-центр окупаются в среднем, по данным Cushman & Wakefield, за десять лет, то инвестиции в коворкинг, по оценке Becar, — за 2–5 лет за счет большего числа клиентов.
Новый дивный офисный мир
Первый коворкинг открылся в Сан-Франциско в 2005 году. К концу 2017 года в мире будет действовать 13,8 тыс. коворкингов против 11,3 тыс. в 2016-м, количество работающих в них людей вырастет с 835 тыс. до 1,2 млн человек, прогнозируют в Becar.