Минтранс не увидел «больших сложностей» для РЖД и авиации из-за QR-кодов
Пассажиропоток авиакомпаний и РЖД практически восстановился после падения в 2020 году из-за коронавируса, поэтому при введении QR-кодов не будет больших сложностей. Об этом заявил глава Минтранса Виталий Савельев вечером пятницу, 12 ноября, на брифинге в Белом доме, посвященном введению QR-кодов на транспорте и в общественных местах.
«Авиация практически восстанавливается. Железная дорога по пассажирским перевозкам восстановилась. Поэтому, я думаю, больших сложностей здесь не будет», — сказал он.
Правительство в пятницу внесло в Госдуму два соответствующих законопроекта. Они предусматривают, что в полной мере использование сертификатов начнется с 1 февраля и продлится до 1 июня 2022 года.
Решение о введении QR-кодов на воздушном и железнодорожном транспорте Савельев объяснил большой долей непривитых в транспорте: с августа 2020 по август 2021 года 34 млн человек совершили 90 млн перелетов, 24 млн человек — 84 млн поездок на поезде. То есть за год поездки совершили всего 58 млн человек. С помощью Минцифры и «Госуслуг» удалось понять, что из них привитых от коронавируса было около 30% — примерно 18 млн человек, а оставшиеся 40 млн путешествовали непривитыми, пояснил он.
«Конечно, надо учесть, что есть люди переболевшие. Мы сейчас этим занимаемся, [поэтому] цифра будет немного скорректирована. Тем не менее цифра очень большая», — подчеркнул министр.
Поэтому правительство решило, что при покупке билетов, а также при посадке в самолет и поезд должна предъявляться медицинская документация, утвержденная законом. По словам Савельева, время реализации этого решения будет определено правительством. Не дожидаясь этого, Минтранс начинает работу с авиакомпаниями и РЖД. «Мы отрабатываем технологию, как можно быстро, не сбивая [расписание] для пассажиров, проверять медицинскую документацию, чтобы не задерживать их на посадке», — сказал он.
В каждой авиакомпании есть свои системы бронирования билетов, их придется совместить с госуслугами. По поручению премьера Михаила Мишустина, создана рабочая группа, которая «отработает все нюансы», чтобы не было проблем при реализации внесенных законопроектов, заверил Савельев.
Вице-премьер Татьяна Голикова, которая также участвовала в брифинге, добавила, что все должно быть сделано абсолютно удобно для граждан, не должно быть сбоев и при посадке и нахождении в терминале аэропорта, вокзале, на платформе. «Также законопроект предполагает некоторые дополнительные полномочия Минтранса по тому, за какой период гражданин должен уведомить о наличии или отсутствии у него медицинской документации при приобретении билета», — сказала вице-премьер. «В случае если гражданин не выполнил требование закона, то перевозчик в одностороннем порядке имеет право расторгнуть договор перевозки и тогда в течение 30 дней ему [гражданину] возвращаются деньги».
Ранее против обязательного требования предъявлять QR-код при покупке билета выступил гендиректор «Аэрофлота» Михаил Полубояринов. «Я даже не понимаю, как это технически можно сделать. Мало ли когда человек летит», — сказал он 9 ноября на встрече с членами Совета Федерации. При этом он отметил, что поддерживает идею проверки QR-кодов о вакцинации у пассажиров перед посадкой в самолет. «Мы с соответствующим программным обеспечением, которое должно быть в ближайшее время разработано, на стойке регистрации сможем проверить наличие QR-кода и срок его действия. Никаких проблем с этим я не вижу», — сказал он.
Пресс-секретарь крупнейшей российской частной авиакомпаниии S7 Group Ирина Дунькова предупредила, что из-за введения таких ограничений пассажиропоток на внутренних рейсах может сократиться на 50%. Гендиректор Utair и председатель правления Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Андрей Мартиросов заявил РБК, что трафик на внутренних линиях в первое время упадет еще больше. «50% — это минимум», — считает он. Мартиросов также предупредил о риске сбоев: «В гражданской авиации все строго! Если код не будет сканироваться «здесь и сейчас», то пассажира на самолет не пустят. С уровнем надежности систем поддержания в актуальном состоянии базы данных QR-кодов (не далее как на этой неделе был серьезный сбой) и доступа к ней, боюсь, не избежать серьезных транспортных сбоев», добавил топ-менеджер.
«Я согласен с оценкой падения трафика, которую представили S7 и Utair», — заявил РБК исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов (МАА) Сергей Никотин. В МАА входят 17 аэропортов, в том числе крупнейшие — Шереметьево, Домодедово, Внуково и Пулково (Санкт-Петербург).