Власти сформировали меры поддержки угольной отрасли
Правительство сочло «целесообразным» сохранение в 2025 году используемой последние несколько лет схемы вывоза угля по железной дороге на экспорт в восточном направлении. Она предполагает заключение между РЖД и рядом добывающих регионов соглашений на гарантированные объемы транспортировки твердого топлива. К такому выводу пришли в ходе совещания под председательством вице-премьера Александра Новака 5 декабря, следует из его протокола (РБК ознакомился с документом, его подлинность подтвердили три участника совещания). В нем принимали участие представители министерств, РЖД, губернаторы Новосибирской и Кемеровской областей, представители УГМК, «Русского угля» и др.
«С учетом состоявшегося обсуждения считать целесообразным РЖД обеспечить вывоз угля в 2025 году из угледобывающих регионов (Кемеровская область, Иркутская область, Республика Хакасия, Республика Тыва, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия) в объемах не ниже объемов перевозок за 2024 год (порядка 100 млн т, наибольшая доля вывоза, 54,1 млн т, в этом году приходится на Кузбасс. — РБК), а также обеспечить вывоз угля из Новосибирской области с учетом увеличения провозной способности Восточного полигона со 173 млн до 180 млн т», — указано в протоколе.
РБК обратился за комментарием в секретариат Новака. Представители министра энергетики Сергея Цивилева и РЖД отказались от комментариев.
Что происходит с перевозкой угля
Дискуссия о непродлении со следующего года соответствующих соглашений с Якутией, Бурятией, Хакасией, Иркутской областью и Тувой, кроме Кузбасса, ведется с октября, после обращения гендиректора — председателя правления РЖД Олега Белозерова к президенту с просьбой рассмотреть такую возможность. Согласно последней конфигурации, обсуждаемой в кабмине, железнодорожной монополии предлагалось предоставить квоту на вывоз угля Кемеровской и дополнительно Новосибирской областям в объеме не меньше, чем в 2024 году. Остальной уголь мог бы перевозиться по договоренности непосредственно с самими предприятиями.
Почему РЖД вывозят уголь
В 2020 году на фоне дефицита пропускной способности железнодорожной инфраструктуры была введена система квотирования и гарантированных объемов перевозки угля в направлении Восточного полигона: 50% квоты на экспорт твердого топлива распределяется между грузоотправителями пропорционально объемам их заявок с поправкой на пропускную способность морских портов; еще 50% делится между компаниями Кузбасса пропорционально их доле в среднемесячной отгрузке в направлении портов Балтики, Арктики и Азово-Черноморского бассейна.
Белозеров, объясняя необходимость отказаться от соглашений с пятью регионами, указывал в письме к Владимиру Путину, что при сохранении такой практики существует риск недофинансирования инвестпрограммы, из-за чего РЖД будут вынуждены сократить 30 тыс. работников, которые задействованы в реализации инфраструктурных железнодорожных проектов. Это, в свою очередь, приведет к консервации строительных объектов и воспрепятствует достижению «национальной цели» по росту экспорта несырьевых неэнергетических грузов. Потенциальные потери в доходах при этом оценивались холдингом в 25 млрд руб. Сейчас перевозки в восточном направлении обеспечивают более 30% доходов РЖД, около 60% провозной способности Восточного полигона использовано для транспортировки угля по соглашениям, а доходность перевозок других грузов в 1,8 раза выше доходности перевозок твердого топлива, писал Белозеров.
В 2025 году инвестпрограмма РЖД будет сокращена примерно на 40% (против 1,3 трлн руб., утвержденных на 2024 год. — РБК), сообщила 5 декабря начальник департамента корпоративных финансов компании Татьяна Орлова. «Это, безусловно, окажет влияние как на саму компанию, так и на всех наших смежников, со всеми, с кем мы работаем и по строительству, и по покупке тягового подвижного состава, и рельсов, то есть это целая цепочка. Но в целом сейчас принята такая парадигма, что мы ограничиваем свой запрос на новые деньги в экономике», — сказала она и подчеркнула, что все, связанное с надежностью и безопасностью перевозок, будет реализоваться в полном объеме. В расчетах показателя к правительственному совещанию 28 ноября уже была учтена отмена квот, но сохранение их для Кемеровской области.
Что еще поручил проанализировать Новак
На совещании у вице-премьера также обсуждалась перспектива предоставления угольщикам скидок на перевозку их продукции в северо-западном и южном направлениях. Проанализировать этот вопрос, определив источники компенсации выпадающих доходов холдинга от предоставления таких льгот, Новак поручил руководителям Минэнерго, Минэкономразвития, Минфина и Минтранса совместно с РЖД.
Весной 2024 года Минтранс и РЖД предложили Минэнерго полностью отменить понижающий коэффициент, действие которого неоднократно приостанавливалось с 2022 года. Он применялся в размере 0,895 и 0,4 к тарифам Прейскуранта № 10-01 (ключевого тарифного документа РЖД), с 2016 года — для перевозок на расстояния более 3,3 тыс. км. В итоге с 1 декабря 2024 года эта льгота отменена окончательно. Вопрос о возможности установления региональных скидок также в мае этого года фигурировал в докладе Минэнерго о реализации в 2023 году программы развития угольной промышленности.
Сейчас, по оценке агентства NEFT Research, доля логистики в цене энергетического угля на базисе FOB Восточный в 2024 году достигла рекордных за последние пять лет 83%, то же самое отмечается на FOB Балтика и FOB Тамань — 79% и 80% соответственно. Поставки составляют для экспортеров 6 тыс. руб. и 6,8 тыс., транспортировка при этом забирает на себя в первом случае 3,3 тыс. руб., во втором — 3,4 тыс. руб. Установление скидок по «простаивающим направлениям» позволит вывести «значительный объем» поставок угля в нулевую рентабельность, полагает Максим Худалов, главный стратег инвестиционной компании «Вектор Капитал». «Это хотя бы позволит поддержать занятость в угольной и железнодорожной отрасли, которая имеет все шансы начать сокращаться», — говорит он. По оценке РЖД, по состоянию на четвертый квартал 2024 года в компании наблюдается дефицит более 2,5 тыс. машинистов.
Новак также поручил оценить целесообразность возобновления (отменено в 2020 году) ценового регулирования на услуги по перевалке грузов в портах и введения ценового регулирования на услуги операторов подвижного состава. В конце сентября 2024 года губернатор Кузбасса Илья Середюк в ходе выступления на Российской энергетической неделе упомянул в качестве необходимой меры поддержки угольных предприятий введение госрегулирования цен на услуги угольных терминалов. Он аргументировал это тем, что в общей сложности в январе—мае прибыль компаний снизилась в 3,5 раза, с 165 млрд до 45 млрд руб. «Очень серьезное опасение вызывает следующий факт — практически все предприятия угольной промышленности работают с убытками, а в лучшем случае с нулевой прибылью», — говорил губернатор.
При «запредельно высоких» ставках перевалки в портах угольщики сами развернут потоки в другие направления, говорит Александр Котов, руководитель направления консалтинга NEFT Research. Однако стоит учитывать, что сейчас цены у всех стивидоров рыночные. «Есть резон ехать на экспорт через южные и северо-западные порты, перевалочные мощности которых сильно недозагружены», — отмечает эксперт. Что касается Восточного полигона, по его оценке, при условии увеличения провозной мощности направления до 180 млн т и выше резерв роста отгрузок на экспорт на Восток есть у всех регионов, с которыми РЖД заключат соглашение.
РБК направил запросы в пресс-службы Минтранса, ФАС, Минэкономразвития, Минфина, а также крупнейших угольных компаний.