Перейти к основному контенту
Главное ,  
0 
Эксклюзив

На фоне дисбаланса экспорта и импорта выросла цена фрахта контейнеров

Стоимость контейнерного фрахта в преддверии нового года выросла вдвое. Среди причин — разбалансировка экспортно-импортных потоков, дефицит инфраструктуры и оборудования
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Ставки доставки контейнеров из Китая в Москву, по оценкам участников рынка, к декабрю 2024 года увеличились вдвое к аналогичному периоду прошлого года и сейчас в среднем находятся в диапазоне $8–9 тыс. за 40-футовый (крупнотоннажный) контейнер, рассказали РБК участники транспортного рынка. На это повлияли: рост ставок выдачи контейнеров в Китае, увеличение оборота вагона (времени от его погрузки до следующей погрузки. — РБК), спроса со стороны грузоотправителей в предновогодний период, а также увеличение тарифной нагрузки.

Как и почему дорожает перевозка, разбирался РБК.

Почему дорожает фрахт

Приведенные участниками рынка, опрошенными РБК, расценки подтверждают и в Центре ценовых индексов (ЦЦИ): там отмечают, что такого уровня — в среднем $8,6 тыс. (против $5,5 тыс. в декабре 2023 года) — ставки достигли еще в августе, а во время пикового периода в октябре (из-за длинных праздников в Китае контейнеры к российскому Новому году отправляются в октябре) превышали $9 тыс. Резкое повышение стоимости железнодорожных перевозок из Китая в Россию пришлось на лето этого года, говорит Роман Шагалов, старший аналитик ЦЦИ. Оно объясняется ростом морского фрахта и дефицитом контейнеров в Китае, вызванного кризисом в Красном море, инфраструктурными проблемами на погранпереходах, дисбалансом экспортно-импортных потоков, увеличением Китаем железнодорожных контейнерных перевозок до Европы. При этом спрос на перевозки не снижается — в контейнерах транспортируются высокомаржинальные грузы, поэтому они «не так сильно чувствительны» к стоимости логистики.

Фрахт нефтяных танкеров неожиданно подорожал в портах России
Бизнес
Фото:Виталий Тимкив / РИА Новости

Перевозки контейнеров на сети РЖД в январе—ноябре 2024 года во всех видах сообщения выросли на 6% к 11 месяцам прошлого года, составив 7,2 млн TEU (аналог 20-футового контейнера), следует из статистики холдинга. Всего в контейнерах транспортировано 75,4 млн т «различных товаров», на 8,5% больше, чем годом ранее. В декабре в западном направлении отправляется в среднем 3,5 тыс. TEU в сутки, что на 15% больше, чем в декабре прошлого года, добавляют в пресс-службе РЖД. Вывоз контейнеров в полувагонах вырос в 2,2 раза, до 1,3 тыс. TEU в сутки.

В ЦЦИ обращают внимание на то, что, хотя перевозки контейнеров в октябре и ноябре снижаются к объемам прошлого года, «накопленный» итог по 2024 году в плюсе.

Сколько стоит контейнерный фрахт

В ГК «Дело» текущую динамику характеризуют как уникальную, указывая на то, что ставки из Китая в Москву по разным маршрутам «выровнялись» — сейчас они составляют $8–8,5 тыс., это на 65–80% выше, чем в декабре 2023 года. Среди причин — в том числе увеличение ставок предоставления подвижного состава и оборудования на «российской колее», рост тарифов на сухопутные перевозки контейнеров в Китае. В пресс-службе группы также отмечают выравнивание сроков доставки контейнерных грузов из-за напряженности движения по Транссибу.

По данным Николая Ольшанского, гендиректора ModernWay, сейчас контейнерный импорт из Китая в Россию обходится «гораздо дороже» экспорта, поясняет он: «Поскольку владельцы контейнеров закладывают в стоимость возврат порожнего оборудования в КНР, общая цена перевозки импортного контейнера увеличивается».

Анна Федорова, руководитель отдела маркетинга Optimalog, отмечает, что в декабре 2024 года средний уровень ставок на перевозки контейнеров из Китая в Россию по железной дороге составляет порядка $9 тыс., в прошлом году этот показатель был на уровне $6 тыс. Исполнительный директор Transasia Logistics Кирилл Латинский отмечает, что транзит 40-футового контейнера по маршруту Шанхай — Москва через порты Дальнего Востока подорожал до $3,9 тыс. с $1,8 тыс. в прошлом году, железнодорожное плечо — до 405 тыс. руб. (против 245 тыс. руб. год назад), вывоз контейнера со станции в адрес грузополучателя — до 47 тыс. руб. (45 тыс. руб. в декабре 2023-го). О возросших ставках фрахта говорит и Дмитрий Суховерша, директор направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России: если сейчас прямое морское сообщение из портов Китая до портов Дальнего Востока составляет в среднем $4,5 тыс., то в декабре прошлого года — $1,9 тыс., при этом железнодорожная составляющая по России выросла примерно на 15%. В декабре 2023 года прямой железнодорожный сервис из КНР в Москву стоил $5,5–6 тыс., теперь — от $8,5 тыс.

Производители цемента и РЖД поспорили об эффективности перевозки
Бизнес
Фото:Кирилл Брага / РИА Новости

Следствием роста ставок стал ряд проблем, наблюдаемых в течение года, указывает Андрей Есин, директор филиала ILC в Шанхае. Среди них — дефицит свободных контейнеров в железнодорожных перевозках, заторы на погранпереходах, урезание расписания со стороны «Казахстанских железных дорог» и сложности с расчетом за логистические услуги из России. В морских грузоперевозках ситуация усугубилась «дополнительными трудностями» с отгрузкой контейнеров с Дальнего Востока. Это связано с низкой эффективностью подачи фитинговых платформ и осложнениями при перегрузке с полувагонов на платформы в центральных регионах страны.

Объемы импорта «немного снизились» к показателям прошлого года, однако решающую роль в этом сыграла не подорожавшая транспортировка, а общая макроэкономическая обстановка и инфраструктурные проблемы, говорит Шагалов. По данным Есина, структура спроса на грузы, транспортируемые в контейнерах, с прошлого года не поменялась — в основном это промышленное и прочее оборудование, электроника (ноутбуки, планшеты и так далее) и бытовая химия. «В целом за последние два года Китай практически полностью закрыл пробелы с товарами, которые ранее экспортировались странами Европы», — указывает он. Как добавляет Арман Гаспарян, старший специалист по логистике EASTEX, за последние «пару лет» лидером по объему импорта остается промышленное оборудование, ежегодно показывая прирост на уровне 8–10%. На втором месте — автомобили и спецтехника китайского производства, к прошлому году прирост составил 15–16%. Импорт техники и электроники при этом снижается — примерно на 3–5% от показателей прошлого года.

Загрузка портов Дальнего Востока

Осенью 2024 года замминистра транспорта Валентин Иванов сообщал, что Минтранс мониторит ситуацию с вывозом контейнеров из дальневосточных портов. К концу октября загрузка терминалов составляла порядка 90%. Среди принятых мер — увеличение использования полувагонов для перевозки импортных грузов и удлинение контейнерных поездов в сообщении с Дальним Востоком. Впервые о затоваривании портов импортом участники рынка заговорили в мае этого года. Причиной тому они называли острый дефицит вагонов под погрузку — не хватало ни фитинговых платформ, ни полувагонов.

Как рассказали РБК в РЖД, 8 декабря впервые в течение суток со станций и терминалов Дальневосточной железной дороги отправили 31 контейнерный поезд. Из них 23 состава на фитинговых платформах и восемь сформированы из полувагонов. В них отправили рекордное количество контейнеров — 4,7 тыс. TEU. «Это позволяет обеспечивать стабильные перевозки контейнерных грузов и снижать загрузку терминалов. В ноябре наличие импортных контейнеров в портах Дальнего Востока сократилось на 17,5%, с начала декабря — еще более чем на 4%», — отметил представитель перевозчика.

По данным транспортной группы FESCO, загрузка связана с разбалансированностью экспортно-импортных потоков, что влияет на нехватку вагонов для вывоза прибывающих контейнерных грузов. При этом операторы используют и фитинговые платформы, и полувагоны, но все равно не хватает, то же самое отмечают и в группе компаний «Дело». В итоге из-за дефицита подвижного состава дальневосточные порты и терминалы продолжают оставаться загруженными примерно на 90%, добавляет Ольшанский. Латинский из Transasia Logistics указывает также на нехватку локомотивной тяги и бригад. По оценке РЖД, сейчас в компании отмечается нехватка более 2,5 тыс. машинистов.

Хотя порты «потихоньку» разгребают, время ожидания погрузки по-прежнему длительное, говорит Евгений Барков, директор по продажам РТСБ-РУС. Так, от момента прибытия груза морским сообщением в порты до его погрузки на железную дорогу для дальнейшей отправки в Россию проходит от 20 дней и более. По оценке Гаспаряна, загрузка находится на уровне 75% от проектной мощности (против 54–55% в декабре 2023 года), сроки отгрузки занимают в среднем 10–15 суток. Время ожидания отгрузки на железной дороге во Владивостоке в сравнении с летне-осенним периодом сократилось до 7–12 дней, а в Восточном — до 10–15 дней, отмечает Есин. Но порты все равно остаются перегруженными, и по сравнению с прошлым годом ситуация ухудшилась.

Как изменятся погрузка РЖД и ставки на вагоны до 2030-го. Инфографика
Бизнес
Фото:Александр Щербак / ТАСС

Какая ситуация на погранпереходах

Скопление контейнеров с импортом в ожидании перегруза на колею 1520 наблюдается на всех ключевых сухопутных погранпереходах, через которые грузы отправляются в Россию, сообщает представитель FESCO. По его словам, основная причина «вновь» заключается в сильном дисбалансе импортно-экспортных потоков.

Ситуация на пограничных железнодорожных переходах «оставляет желать лучшего», сроки перегруза выросли в 2–3 и более раз, говорит Гаспарян. «Хуже всего» сейчас справляется пограничный переход Эрлянь, где существенные сложности с отправкой прямых поездов на Европу и невозможность обработать большое количество контейнеров одновременно. С этим соглашаются в FM Logistic. Тяжелая ситуация сохраняется и на переходах Казахстана — здесь в ожидании перегруза находятся около 5 тыс. контейнеров. «В среднем срок перегруза контейнеров на железной дороге составляет 16–25 суток. Причины таких задержек — это дефицит локомотивов, введение конвенций на движение поездов в сторону некоторых железнодорожных терминалов из-за их перегруженности», — поясняет Гаспарян.

По данным FM Logistic, контейнерные пробки наблюдаются на всех железнодорожных погранпереходах, через которые доставляется китайских импорт в контейнерах. Наиболее сложное положение на погранпереходах в Забайкальске и Монголии — ожидание составляет порядка 20–25 дней. Немногим лучше ситуация в Достыке и Алашанькоу, там в среднем ожидание составляет порядка 17–20 дней, говорит Суховерша. Алина Чепурная, ведущий специалист операционного отдела NOVELCO, отмечает, что сейчас ситуация с погранпереходами «немного улучшилась», часть грузов вышла по России к конечному потребителю, перегруз занимает не более 21 дня против месячных заторов в августе—октябре. «Уже можно видеть позитивные изменения — есть случай перегруза и отправки за 14 дней, для ситуации этого сезона это действительно достижение. Причем на всех погранпереходах — Забайкальск, Казахстан, Монголия — ситуация и объемы грузов сейчас одинаковы», — поясняет она.

Читайте РБК в Telegram.

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 12 декабря
EUR ЦБ: 108,56 (+2,36)
Инвестиции, 11 дек, 17:50
Курс доллара на 12 декабря
USD ЦБ: 103,27 (+3,24)
Инвестиции, 11 дек, 17:50
Почему состоятельные россияне стали чаще интересоваться недвижимостьюОтрасли, 10:30
Бумаги «квазииностранцев» подешевели на фоне запрета их для «неквалов»Инвестиции, 10:28
«Петрович» — о кадровом дефиците и подходах в работе с персоналомРБК+, 10:26
Дружелюбие снижает доход на 2–6%. Вот что его повышаетPro, 10:23
Актриса Раиса Максимова выходила на сцену за три недели до смертиОбщество, 10:21
Свои люди: как подготовить специалистов компании к руководящим должностямТренды, 10:19
Фицо заявил, что Запад может разделить Украину, как ЧехословакиюПолитика, 10:15
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Почему люксовые бренды являют свои символы на уровне бессознательногоРБК и Сбер Первый, 10:15
Названы четыре локации Новой Москвы, где в ноябре подешевело жильеНедвижимость, 10:15
Военная операция на Украине. ОнлайнПолитика, 10:11
Чем рискует собственник при назначении исполнительного директораPro, 10:05
Более десяти человек попали под обвинение по делу военкома ТригилеваОбщество, 10:01
Еврокомиссар по энергетике пообещал разорвать топливные связи с РоссиейЭкономика, 10:00
Мосбиржа запустит фьючерс на свой основной индекс с привязкой к юанюИнвестиции, 10:00