Deloitte предупредила российских ретейлеров о проблемах
Шестеро в топе
Deloitte опубликовала ежегодное исследование «Мировой сектор розничной торговли 2015», включающий топ-250 мировых ретейлеров. Впервые в этот рейтинг вошли продуктовые «Лента» и «О`Кей», также в нем остались «Магнит», X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Дикси» и торгующая бытовой техникой и электроникой «М.Видео».
«Магнит» оказался на 55-м месте с чистой выручкой $18,197 млрд по итогам 2013 года (рейтинг охватывает компании, чей финансовый год завершился до июля 2014-го), X5 ($16,785 млрд) – на 58-м, «Дикси» ($5,628 млрд) – на 166-м, «М.Видео» ($4,657 млрд) – на 192-м, «Лента» ($4,539 млрд) – на 196-м, «О`Кей» ($4,330 млрд) – на 206-м. Для сравнения, у бессменного лидера рейтинга – американской Walmart Stores Inc – выручка составляла $476,294.
Все шесть российских ретейлеров входят и в топ-50 быстрорастущих розничных компаний мира. Самые высокие темпы роста среди них показала «Дикси»: она заняла 9-е место в этом списке, ее среднегодовое увеличение выручки за 2008–2013 годы составляло 30,2%, подсчитала Deloitte. Год назад отечественный ретейл показывал лучшую скорость: «Дикси» занимала 6-е место среди быстроразвивающихся компаний, в первую десятку входила еще и X5.
Доллар не обогнать
В следующем году положение отечественных ретейлеров в рейтинге может измениться не в лучшую сторону: учитывая девальвацию рубля, их долларовая выручка, вероятно, не только не вырастет, но даже сократится. Официальный курс доллара, устанавливаемый ЦБ, за год увеличился на 72,3% – с 32,7 до 56,3 руб.
«Магнит» уже сообщил, что его чистая выручка в долларах в IV квартале 2014-го сократилась на 6,92%, примерно до $4,65 млрд, в сравнении с последним кварталом предыдщушего года – это произошло впервые с 2009-го. Хотя по итогам всего года выручка подросла – на 9,1%, до $19,85 млрд, этот рост не может считаться значительным: из отчета Deloitte следует, что за 2008-2013 годы «Магнит» рос в среднем на 27,9% в год. При этом в рублях годовые продажи компании увеличились на 31,6%, а квартальные в конце 2014-го – даже на 35,7%. Замдиректора «Магнита» по работе с инвесторами Дина Свищева пояснила, что на динамику повлияло исключительно ослабление рубля. Старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева отмечала, что «Магнит» устанавливает целевые показатели в рублях, они были исполнены, поэтому инвесторы не в претензии.
Иностранные сети, работающие в России, также обеспокоены. Немецкая Metro Group сообщила, что ее выручка в I квартале 2014/2015 финансового года сократилась на 2,2%, до 18 млрд евро, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и причина снижения – девальвация рубля и украинской гривны. Продажи только в России компания не раскрывает, отмечая лишь, что в рублях она зафиксировала двузначный рост, но выручка в евро сократилась из-за девальвации.
Осторожные прогнозы
На начавшийся год российские ретейлеры пока не давали негативных прогнозов. Представитель «Дикси» Екатерина Куманина сообщила, что компания не снижала прогноз, озвученный в декабре – выручка в рублях по итогам 2015-го должна увеличиться на 20-25%. X5 Retail Group ждет роста рублевых продаж по 2014 году на 17-19%, плана на 2015-ый пока нет. В конце ноября глава «М.Видео» Александр Тынкован сообщил, что один из базовых сценариев, который компания рассматривает на 2015 год – минимальная прибыль, других прогнозов ретейлер не делал.
Конфликт России с Украиной, который привел к введению санкций со стороны ЕС и США и ограничению продуктового импорта с российской стороны, негативно влияет как на российскую, так и на европейскую экономику, пишет Deloitte. Эксперты компании опасаются, что часть крупных российских компаний будет испытывать затруднение в обслуживании долгов из-за ограничений по привлечению зарубежных инвестиций. «Инвестируя в развитие, «Дикси» традиционно опирается на собственные средства», – возражает Куманина.
«Риски, связанные с волатильностью рубля ретейлерам стали понятны еще в I квартале 2014 года, поэтому имевшиеся валютные кредиты они успели хеджировать», – утверждает генеральный директор «InfoLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Сети занимают у российских банков, которые пока готовы предоставлять им неплохие условия, добавляет он, хотя соглашается, что самим банкам будет не хватать западного финансирования.
Мировые тренды
Эксперты из Deloitte отмечают, что в 2015 году наибольшее влияние на ретейл будут иметь потребительские предпочтения поколения так называемых «миллениалов» – поколения, появившегося в конце 80-х - начале 90-х годов. По мнению исследователей, наиболее перспективными направлениями выглядят «трэвел-ритейл» (розничная торговля для туристов, duty free и т.п.) и «мобильный ретейл» (покупки через установленные мобильные приложения). По прогнозу Deloitte, в ближайшие три года годовые продажи через мобильные приложения в мире достигнут $640 млрд.
Еще одним трендом Deloitte называет «быстрый шопинг», обращая внимание, что в современном мире преимущество получат компании, которые смогут обеспечить клиентам максимально быстрое обслуживание без потери качества. В пример исследователи приводят Amazone.com, который уже осуществляет доставку в течение дня в ряд городов США и Европы, договаривается о сотрудничестве с сервисами такси и планирует использовать дроны (беспилотные летательные аппараты) для доставки грузов получателям.
Другим направлением, которое будет востребовано потребителем, Deloitte называет «шопинг, как впечатление». «Поход в магазин сегодня – это не просто покупка вещей. Потребитель хочет, чтобы одновременно он имел возможность развлечься, получить новые знания, зарядиться новыми эмоциями», – пишут авторы исследования, приводящие в примеры молы, привлекающие покупателей показами мод, концертами, интерактивными дисплеями с информацией. Кроме того, конкурентные преимущества получат ретейлеры, которые активнее будут внедрять самые разные инновации, востребованные потребителем. В качестве примера Deloitte приводит говорящего на нескольких языках робота в сети Lowe, который помогает покупателям найти нужные товары.