Российские интернет-магазины зафиксировали к 8 марта рост продаж до 400%
Тюльпан вместо розы
Накануне женского дня больше всего ожидаемо выросли продажи цветов: по данным исследования компании «Яндекс.Деньги», учитывающего продажи в 75 тыс. российских интернет-магазинах, суточный рост числа заказов в период 1–3 марта достигал 400% по сравнению с 26–29 февраля (см. график).
Однако было заметно, что российские мужчины стали экономить на цветах, рассказывает владелец компании MegaFlowers (объединяет интернет-сервис доставки и сеть розничных магазинов) Сергей Семенов. По его словам, средний чек на покупку букета к 8 Марта в его сети в этом году не изменился по сравнению с прошлым годом и составил около 1 тыс. руб. «Цветы за год подорожали примерно на 20–25%, соответственно, букет на эту разницу стал скромнее, — рассуждает Семенов. — Спрос стал смещаться в сторону тюльпанов, хотя раньше розы были самыми популярными цветами к 8 Марта. Если раньше можно было купить 11 роз за 1,1 тыс. руб., то сейчас цена такого букета выросла до 1,5–1,7 тыс. руб. А за ту же 1,1 тыс. руб. сейчас можно купить 25 тюльпанов, что гораздо интереснее для покупателя».
Экономию на букетах отмечает и сотрудник «Флорист.ру» Талия Ахметова: «Если рассматривать количество заказанных и купленных композиций и букетов, то виден явный прирост [по сравнению с прошлым годом], однако мы видим, что ощутимо упал средний чек: букетов россияне покупают больше, но букеты эти стали дешевле и проще». Продажи в розничных магазинах остались примерно на уровне 2015 года, а продажи через интернет увеличились чуть более чем на 20%, поскольку потребители с каждым годом активнее пользуются онлайн-сервисами, рассказывает Ахметова.
Сотрудник Flower-shop.ru говорит, что его компания даже столкнулась в 2016 году с незначительным снижением продаж по сравнению с прошлым годом. При этом, как и у компании «Флорист.ру», средний чек уменьшился, а количество выполненных доставок увеличилось: было заметно, что многие клиенты выбирают более бюджетные варианты, чем раньше, говорит собеседник РБК. Топ-менеджер крупного российского производителя цветов рассказал, что многие торговцы цветами в преддверии праздников переоценили грядущие продажи и в результате не смогли сбыть выкупленные объемы.
Халат вместо платья
В прошлом году РБК тоже опрашивал ретейлеров о динамике продаж в праздничные дни: тогда посещаемость торговых центров перед 8 Марта снизилась на 10,4% (к предыдущему году). Это было связано с резким скачком цен в конце 2014 — начале 2015 года из-за девальвации рубля. Сейчас все опрошенные РБК продавцы восьмимартовских товаров отмечают заметное оживление по сравнению с прошлым годом.
Так, выросли продажи нижнего белья, одного из наиболее популярных подарков к 8 Марта. Вице-президент компании «Розтех» (объединяет сети по продаже нижнего белья «Дикая орхидея», «Бюстье» и «Дефиле») Татьяна Львова отмечает, что в 2016 году темп прироста продаж в натуральном выражении в предпраздничные дни с 5 по 8 марта по всем брендам компании по отношению к периоду 27 февраля — 1 марта был заметно выше, чем в 2015 году. К примеру, рост продаж марки «Бюстье» в этот период составил 127%, тогда как годом ранее продажи выросли только на 71%, марки «Дефиле» — на 123% против 64%. Однако «клиент в 2016 году переориентировался на импортозамещение», добавляет Львова: он все чаще выбирает производимые в России частные марки белья, которые дешевле, чем импортные. С начала года премиальный сегмент в выручке сети «Дикая орхидея» сократился на 10 п.п. в пользу частных марок.
Улучшение ситуации весной 2016 года по отношению к весне 2015-го отмечает и финансовый директор сети по продаже нижнего белья «Милабель» Алексей Прагер: «Покупок стало заметно больше, видимо, накопился отложенный спрос, население адаптировалось к новым ценам, возможно, к нам перешли покупатели из более дорогих сегментов», — рассуждает он. Покупатели стали тщательнее выбирать товар, обращая внимание на соотношение цены и качества, отмечает Прагер, в результате спрос на одни марки упал до минимума, а на другие, наоборот, вырос. В «Милабели» перед праздниками заметно выросли продажи домашней одежды и недорогих колготок, трусов и проч.
Оживление наблюдалось и у одного из крупнейших российских обувных ретейлеров «Обувь России» (сети Westfalika, «Пешеход» и другие). По словам заместителя директора по связям с общественностью Натальи Паули, весной 2015 года было падение продаж в натуральном выражении — на 18–20% относительно аналогичного периода годом ранее, хотя в рублях был прирост за счет увеличения цен. Перед 8 Марта в этом году продажи обуви в натуральном выражении выросли на 18%, сумок — на 23%. Особенно сильный рост был отмечен в продажах сопутствующих товаров — до 55% на текстильную продукцию (полотенца, постельное белье, одежда для дома) и до 30% на средства по уходу за телом.
Крупная ювелирная сеть «Адамас» сообщила в релизе, что праздничные продажи и в деньгах, и в штуках остались примерно на уровне 2015 года.
Отбивная вместо рибая
Люди хоть и экономят, но от посещения ресторанов в праздники стараются не отказываться, говорит президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров: «Завтра хоть потоп, но сегодня надо отпраздновать». Но отпраздновать желательно подешевле.
«В праздники и предпраздничные дни у нас всегда аншлаг, и в этом году мы наблюдали ту же картину, — комментирует управляющий партнер Torro Grill Кирилл Мартыненко. — Несмотря на кризис, люди стараются хотя бы в праздники позволить себе поход в ресторан, но при этом экономят». Средний чек в февральские и мартовские праздничные дни относительно прошлого года снизился примерно на 10%, при том что цены в ресторанах Torro Grill за год поднялись где-то на 6%.
В этом году в февральские и мартовские праздники посещаемость сети семейных кафе «Андерсон» была такой же, как в прошлом, но это, скорее, негативная тенденция, поскольку раньше был ежегодный прирост примерно на 8–10%, говорит владелец сети Анастасия Татулова. «Средний чек при этом снизился где-то на 15%, — рассказывает она. — Это вполне объяснимо: люди в кризис экономят и начинают внимательнее смотреть на цены».
На женщин тратят больше
К 8 Марта россияне покупают больше подарков, чем к 23 февраля: перед Международным женским днем количество онлайн-заказов выросло в два раза, а перед Днем защитника Отечества — только в полтора, отмечается в исследовании «Яндекс.Деньги». По словам директора по маркетингу ТРЦ «Афимолл Сити» Евы Снеговской, перед 23 февраля покупательский поток в центре вырос на 15%, перед 8 Марта — на 18% по сравнению со средними недельными показателями.
О том, что на мужчин тратят меньше, свидетельствуют и данные компании «Связной», одного из крупнейших в России цифровых ретейлеров: так, перед 23 февраля были наиболее популярны сравнительно недорогие товары — колонки, Bluetooth-гарнитуры, а перед 8 Марта — смартфоны, планшеты и smart-часы. Дневной оборот в преддверии 8 Марта вырос примерно на 30% по сравнению со средним показателем марта, а 23 февраля — только на 10% по сравнению со средним значением февраля, рассказал представитель «Связного».
У онлайн-магазина «220 Вольт», специализирующегося на продаже электротоваров, товаров для дома и строительных материалов, в период с 16 по 23 февраля рост продаж в натуральном выражении составил по сравнению с тем же периодом 2015 года 15%, средний чек при этом вырос незначительно — на 4%, рассказала представитель онлайн-ретейлера Мария Комендантова. В то же время, отмечает она, перед женским днем, с 1 по 8 марта, число покупок выросло на 19%, а средний чек вырос на 44%. Частично такое увеличение среднего чека связано с тем, что за прошедший год компания расширила ассортимент товаров для дома, которые часто дарят женщинам.
При участии Анны Дерябиной, Анны Левинской