Компании предупредили о росте транспортных расходов в России
Из-за санкций и девальвации рубля могут вырасти цены на транспортные услуги и товарыСпустя две недели после начала военной специальной операции России на Украине логистические и грузовые компании начали уходить с рынка, формировать новые цепочки поставок и готовиться к повышению тарифов на перевозки.
«Мы ожидаем переориентирования логистических маршрутов и цепочек поставок, а также удорожания стоимости импортных товаров для конечного потребителя за счет привлечения дополнительных посредников — резидентов дружественных стран», — рассказал РБК Богдан Антоненко, председатель правления Объединенной ассоциации перевозчиков (в нее входит более 20 перевозочных компаний, преимущественно региональных).
Что произошло с логистикой
К началу марта условия работы в России пересмотрели ключевые игроки на рынке международной логистики. К примеру, крупнейший в мире контейнерный оператор Maersk временно прекратил прием заявок на перевозки медицинских и гуманитарных грузов, а также продовольствия в Санкт-Петербург, Калининград и Новороссийск и в обратную сторону. Но это решение не затронет Дальний Восток, уточнила пресс-служба компании. От обработки товаров из или в Россию отказался и ведущий европейский порт Гамбург (за исключением продуктов питания и медикаментов). «Стивидоры в нашем порту, все другие европейские порты и судоходные компании реагируют на принятые санкции ЕС [в отношении России в ответ на спецоперацию на Украине]», — объяснил РБК представитель этого порта.
Морские линии MSC, Hapag-Lloyd и Yang Ming также приостановили бронирование судов (букинги) в направлении России, передал РБК через представителя заместитель директора транспортной компании ПЭК Вадим Филатов. А морские линии HMM и One ограничили прием букингов в порты Новороссийск и Санкт-Петербург, сказал он.
С какими ограничениями столкнулись транспортники
После начала спецоперации на Украине транспортные компании столкнулись с ограничениями со стороны и Запада, и России. Евросоюз еще 27 февраля запретил полеты самолетов российских компаний, вслед за ним аналогичные запреты ввели США и другие страны. Западные авиакомпании также не могут летать в Россию или через ее территорию. Великобритания запретила судам под российским флагом входить в ее порты.
Уже более двух недель запрещено судоходство в Азовском море, где перегружались в основном зерно, уголь и нефтепродукты, напоминает руководитель отдела аналитики медиагруппы PortNews Виталий Чернов. РЖД остановили отправку грузов по всем направлениям на Украину.
Сейчас терминалы Global Ports (на них обрабатывается почти каждый третий контейнер, ввозимый и вывозимый из России), совладельцами которой являются Maersk и группа «Дело» Сергея Шишкарева, обслуживают суда в соответствии с подтверждаемыми судозаходами. Но на северо-западных терминалах компании действует временное ограничение на прием экспортных контейнеров, уточнили в компании. Это делается для того, чтобы избежать затоваривания складов на фоне снижения темпов обработки российских грузов в европейских хабах.
Контейнерный рынок — большой организм, где одно логистическое плечо цепляется за другое, отмечает директор логистического оператора RTSB-RUS Александр Баскаков: «При таких серьезных изменениях рынок может измениться кардинально».
Как изменились цепочки поставок
Текущие цепочки поставок разрушены, альтернатив по обслуживанию импортного и экспортного потоков практически не осталось, говорит директор департамента международного развития Pony Express Денис Чесноков. «Встал весь морской фрахт, авиасообщения нет. Остаются только Турция, Армения, Узбекистан, Монголия и Азербайджан», — отмечает он. «Транзитные перевозки через Украину полностью прекращены, а поезда перенаправлены на погранпереход Брест — Малашевичи», — добавляет исполнительный директор по мультимодальным перевозкам Rail Cargo Logistics-RUS Александр Сиверцев.
ПЭК теперь доставляет отправления из Европы автотранспортом, транзитом через Литву. «Погранпереходы функционируют, но заторы на них сохраняются. Это может увеличить сроки доставки грузов на один-два дня», — сказал Филатов. По его словам, на 11 марта самыми загруженными остаются литовские международные автомобильные пункты пропуска (МАПП): на погранпереходе Каменный Лог — Мядининкай между Белоруссией и Литвой скопилось 200 фур, на Привалка — Райгардас — 290.
Сложившаяся ситуация с запретом на полеты в Европу повлияла и на грузовые авиакомпании. Например, немецкая DHL приостановила работу с российским перевозчиком «Авиастар-ТУ», говорит его представитель. Но внутренние перевозки остались в полном объеме, «в стандартном режиме» выполняются рейсы в Китай в интересах «Почты России», утверждает он.
О каких угрозах предупредили компании
Многие проблемы в логистической отрасли не назовешь новыми, как, например, очереди на пограничных переходах между Россией и ЕС, Белоруссией и Европой, отмечает коммерческий директор транспортно-логистической компании «Траско» Алексей Чиняков. Но на фоне продолжающейся спецоперации на Украине и западных санкций ситуация усугубилась. Среди основных угроз для развития бизнеса участники рынка выделяют такие.
- Из-за приостановки работы аэропортов на юге России пришлось переориентировать грузопотоки на автодороги. «Сроки доставки увеличились на три-четыре дня по ряду направлений, из-за того что автомаршруты более продолжительные, чем авиарейсы», — говорит Филатов.
- Эпидемиологическая ситуация по-прежнему ограничивает пропускную способность погранпереходов с Китаем. Из 14 пунктов пропуска самым загруженным остается МАПП Забайкальск — Маньчжурия. На 11 марта в электронной очереди было зарегистрировано 7234 фуры. Накануне, 10 марта, через этот пункт было пропущено 190 транспортных средств (на въезд и выезд).
- Введение санкций в отношении российских портов России на северо-западе и в черноморском бассейне, отказ от судозаходов в них со стороны крупных европейских морских линий может критично снизить импорт продуктов, медикаментов и других товаров первой необходимости, перевозимых в контейнерах. Об этом сообщил 4 марта Евразийский союз участников железнодорожных грузовых перевозок.
- Сокращение числа компаний, работающих на европейском направлении разными видами транспорта. Отказ многих водителей перевозить товары автотранспортом из Европы.
- Сложности с валютными операциями и в расчетах с иностранными контрагентами.
Кроме очевидных политических рисков и сужающегося рынка для экспедиторов большой угрозой стал указ президента Владимира Путина об обязательной продаже 80% валютной выручки, добавляет Баскаков. Например, при цене перевозки контейнера $10 тыс. и валютной части расходов $7 тыс. дополнительные расходы на конвертацию для них составят $2,1 тыс. «В среднесрочной перспективе это неизбежно приведет к уходу с рынка многих российских экспедиторов и их замещению китайскими, так как они таких проблем не испытывают», — отметил он.
Как это скажется на ценах товаров и услуг
«Стоимость логистических услуг зависит от множества факторов, в том числе от лизинговых платежей по транспортным средствам, заработных плат сотрудников, действующим ставкам фрахта на автомобили, стоимости топлива, а также общей рыночной и экономической ситуации», — объясняет Чиняков.
Цены будут расти в той же самой прогрессии, что и доллар США, полагает Чесноков. В пересчете на рубли стоимость логистики уже выросла из-за скачка курса валют, указывает Сиверцев. Но, по его словам, пока не менялись сами тарифы на международные перевозки в валюте. По курсу ЦБ на 11 марта доллар стоил 120,38 руб. Это почти на 50% больше, чем было 23 февраля, за день до начала спецоперации на Украине.
Баскаков говорит, что рост ставок в долларовом выражении будет также зависеть от наличия контейнеров и мест в поездах, после того как рынок переживет первый шок и придет к новому равновесию. «Контейнерный рынок и так был сильно перегрет, а с уходом таких крупных игроков (к примеру, Maersk) и, соответственно, мощностей ставки первое время могут расти лавинообразно», — полагает он. Гендиректор логистической компании Nawinia Олег Урван согласен, что цены будут расти из-за возможного повышения стоимости фрахта. «[Это] сильно скажется на дешевых товарах. На дорогие товары стоимость также увеличится, но не так критично», — сказал он.
Какой транспорт станет самым востребованным
На фоне проблем автомобильного и воздушного транспорта перевозчики стараются переориентировать грузы из-за рубежа на железную дорогу. С уходом большей части морских перевозчиков железная дорога становится основным способом доставки грузов из/в Китай и конкуренцию ей составить будет нечему, уверен Баскаков.
По данным ПЭК, срок доставки ускоренным контейнерным поездом из Китая в Россию (на Московскую железную дорогу) составляет 40–50 дней. Средний срок доставки автотранспортом — 45–55 дней (в зависимости от пропускной способности погранперехода), добавляет Филатов. Железнодорожные маршруты стали более востребованы также и в перевозках из Европы в Россию на фоне проблем с автотранспортом, замечает Сиверцев.
Сейчас РЖД отмечают существенный рост заявок на перевозки грузов в восточном направлении. «И это не только уголь, но и нефтепродукты, металлы, удобрения, зерно», — сообщила пресс-служба монополии 9 марта. Перевозки контейнерных грузов по БАМу и Транссибу за 1–8 марта выросли на 23,5% к аналогичному периоду 2021 года. В целом по сети РЖД контейнерные перевозки прирастают на 9,1%, в том числе транзит — на 8%.
В ближайшее время восточное направление, которое было перегружено последние десять лет, будет испытывать еще большую нагрузку, считает эксперт в сфере железнодорожного транспорта и логистики Александр Кочуков. «У экспортеров не будет другого выхода, как грузить на восток», — отмечает он. Несмотря на это, по итогам 2022 года перевозки, вероятнее всего, снизятся минимум на 10% даже при позитивном сценарии, говорит гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. По словам представителя РЖД, монополия готова «принимать адекватные оперативные меры по обеспечению перевозок всего объема грузов, в том числе тех, что ранее не тяготели к железной дороге». За последние 15 дней у РЖД появилось более 350 новых клиентов, отметили в пресс-службе компании, отказавшись раскрыть прогноз по грузоперевозкам на 2022 год. В 2021 году погрузка на сети РЖД выросла на 3,2%, до 1,3 млрд т. Ее чистая прибыль по РСБУ составила 18,76 млрд руб.