Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Минтранс скорректировал сроки внедрения биометрии на транспорте

Когда россияне смогут воспользоваться упрощенным способом оплаты проезда
Биометрия на транспорте теперь не в числе приоритетов цифровой трансформации
Первые четыре объекта транспортной инфраструктуры будут оснащены системами биометрии в 2024 году, хотя ранее власти рассчитывали на более масштабное и быстрое внедрение. Биометрия важна, но не в приоритете, объясняют власти
Фото: Алексей Майшев / РИА Новости
Фото: Алексей Майшев / РИА Новости

Минтранс планирует в 2024 году оснастить четыре объекта транспортной инфраструктуры системами для идентификации пассажиров с помощью биометрической системы. Это следует из утвержденной правительством новой версии стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли до 2030 года.

Проект по биометрии входит в так называемый общий пул проектов по упрощению оплаты проезда и допуску пассажиров — «Зеленый цифровой коридор пассажира». В 2025 году уже 15 объектов инфраструктуры должны использовать биометрию для допуска, в 2026 году — 70, к 2030 году — таких объектов должно быть 700, следует из новой стратегии. При этом только в следующем году министерство планирует разработать и утвердить методику расчета показателей проекта, отобрать объекты для участия в нем и подписать с ними соглашения.

В России возобновили прием заявлений на биометрические загранпаспорта
Общество
Фото:Григорий Сысоев / РИА Новости

Согласно прежней ведомственной программе цифровой трансформации, принятой в феврале 2021 года, уже к концу 2023 года планировалось запустить проход по биометрии в 6% российских аэропортов (а в сценарии развития — показатель должен был достичь 15%). Исходя из количества аэропортов на конец 2019 года (их тогда было 202), к концу этого года биометрия должна была появиться как минимум в 12 аэропортах.

По данным Росавиации, по состоянию на 1 января 2023 года в государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации включено 225 аэродромов, из них 92 образуют национальную опорную аэродромную сеть. Функционирующих аэропортов на февраль было более 180.

В Минтрансе РБК пояснили, что ряд прежних показателей по цифровой трансформации, в том числе по биометрии, действительно пришлось скорректировать: «Переориентация приоритетов цифровой трансформации отрасли связана с новыми вызовами, стоящими сегодня перед транспортным комплексом. Первоочередной задачей, как и прежде, является обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры и пассажиров. Также одно из ключевых направлений на сегодняшний день — импортозамещение технологий».

Корректировка сроков была также связана с мероприятиями по использованию единой биометрической системы (ЕБС) для реализации проекта, уточнили в пресс-службе министерства. При этом среди будущих объектов для внедрения биометрии могут быть не только аэропорты, добавили там. Потенциальные объекты в ведомстве не назвали.

В Минцифры, которое наряду с Минтрансом курирует проект внедрения биометрии, РБК сообщили, что в первую очередь проект по использованию биометрии будет реализован в метро. В дальнейшем сервис будет масштабирован на другие виды транспорта.

Как тестировали биометрию в аэропортах

Единая биометрическая система (ЕБС) работает в России с 2018 года. В нее можно загрузить фото своего лица и запись голоса, чтобы с их помощью подтверждать личность для получения цифровых услуг. Оператором системы является «Ростелеком». Изначально с помощью ЕБС можно было открывать счета, вклады и получать кредиты, затем функционал расширили на оплату в сети некоторых кофеен, прохождение госэкзаменов. В декабре 2020 года президент России Владимир Путин подписал закон о расширении использования ЕБС, с ее помощью можно будет дистанционно заключать договоры на оказание услуг связи, участвовать в судебных заседаниях и др.

Столичные аэропорты задумались о внедрении такой системы с 2019 года. Тогда Домодедово установил автоматизированные турникеты (eGate) на выходах на посадку для прохода по 2D-штрих-коду и QR-коду (впоследствии их планировалось оснастить и камерами). В феврале 2020 года аэропорт анонсировал внедрение контроля пассажиров по биометрии лица уже в 2021 году. С конца 2019 года тестирование кабинок идентификации личности по биометрии при пересечении границы (система паспортного контроля) началось в Шереметьево. Полноценно проект в терминале С заработал с июля 2021 года. Летом 2022 года аэропорт сообщал, что за год им воспользовались более 500 тыс. путешественников.

В начале 2021 года аэропорт Пулково тоже закупил оборудование для биометрии на все контрольно-пропускные пункты и посты при проходе в контролируемую зону. Новым способом идентификации пассажиров интересовалась «Аэродинамика» (управляет аэропортами Сочи, Краснодара и Анапы), тесты с участием «Аэрофлота» и «Сбера» проходили также в калининградском Храброво (в 2021 году).

Непосредственно посадку на борт самолета по биометрии Минцифры планировало протестировать с октября 2022 года по сентябрь 2023 года, следовало из проекта постановления правительства, разработанного министерством. Эксперимент планировалось провести в Шереметьево.

В апреле 2023 года директор дирекции IT-систем управления производством аэропорта Сергей Пашинский рассказал, что запуск эксперимента отложен из-за введения повышенного режима безопасности в аэропортах в связи со СВО. «Новых сроков пока нет, ждем встречи на уровне министерств и ФСБ, чтобы определить дальнейший план действий», — говорил тогда Пашинский.

В Минцифре не стали комментировать вопрос о новых сроках эксперимента по посадке в самолет по биометрии в Шереметьево.

Как тестировали биометрию в метро

Оплата проезда по биометрии на всех станциях Московского метрополитена заработала с октября 2021 года. С марта 2022 года сервис запустили и на Московском центральном кольце (МЦК), а с мая 2023 года — на всех железнодорожных направлениях «Аэроэкспресса». В четверг, 9 ноября, стало известно о запуске в 2024 году оплаты проезда «по лицу» в метро в шести российских городах — Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Самара и Новосибирск. Но на текущий момент «дорожные карты» по этому вопросу подтверждены только в Казани, Самаре и Екатеринбурге, сообщил гендиректор АО «Центр биометрических технологий» (ЦБТ) Владислав Поволоцкий.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 октября
EUR ЦБ: 104,74 (-0,12)
Инвестиции, 04 окт, 17:47
Курс доллара на 5 октября
USD ЦБ: 94,87 (-0,16)
Инвестиции, 04 окт, 17:47
Над Белгородской областью сбили беспилотникПолитика, 23:09
El Pais сообщила о «новой фазе давления» на Киев со стороны ЗападаПолитика, 22:57
Макрон призвал прекратить поставки оружия ИзраилюПолитика, 22:56
В Киеве и Одессе прогремели взрывыПолитика, 22:38
В ДТП с лосем под Омском погибли четыре человекаОбщество, 22:25
Австралия эвакуировала через Кипр 229 граждан из ЛиванаПолитика, 22:08
ЦАХАЛ подтвердила удары Ирана по двум авиабазамПолитика, 21:59
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В МИДе назвали успешными прошедшие в Гааге слушания по спору с УкраинойПолитика, 21:46
Беспилотники атаковали пожарную часть в ГорловкеПолитика, 21:34
Австралийский певец Джек Колвелл умер после анонса нового альбомаОбщество, 21:25
Депутат Рады предложил «перенести войну» на территорию БелоруссииПолитика, 21:20
«Спартак» разгромил клуб Карпина в матче РПЛСпорт, 21:03
«Нью-Джерси» во второй раз подряд победил на старте НХЛСпорт, 20:59
Депутаты Азербайджана призвали МИД пересмотреть отношения с СШАПолитика, 20:51