До трети строителей-мигрантов в России перешли на работу курьерами
До трети строителей, которых застройщики специально завозят для работы в Россию из-за рубежа, переходят работать в другие отрасли, рассказал в интервью телеканалу РБК президент ГК «Интеко» Александр Николаев. «То есть приезжают по заявке строителя, а потом [идут в] курьеры, где зарплата повыше, кто куда», — говорит Николаев.
По его словам, это стало «колоссальной проблемой» для строительной отрасли. Собеседник РБК объясняет, что зарплата курьеров выше или сопоставима с зарплатами строителей, но работать в доставке «объективно проще», не надо «вкалывать по 12 часов». Николаев, который входит в общественный совет при Минстрое, говорит, что эта проблема обсуждается как с профильным министерством, а также с Министерством внутренних дел и другими государственными ведомствами. РБК направил запросы в Минстрой и МВД, а также в Министерство иностранных дел.
До пандемии один рабочий в среднем обходился компании в 50–60 тыс. руб., сейчас же затраты застройщиков выросли до 100–110 тыс. руб. в среднем по Москве, говорит Николаев. По его словам, затраты выросли как за счет роста заработной платы, так и из-за затрат на ввоз строителей в страну. «Людей надо привезти, разместить, накормить, напоить, медицинскую страховку оплатить, патент оплатить», — перечисляет Николаев.
По данным hh.ru, средняя зарплата специалиста в области строительных и отделочных работ в 2020 году в Москве составила 64,4 тыс. руб. В регионах средний уровень зарплат составил 58,9 тыс. руб. По словам директора департамента девелопмента ГК «А101» Павла Туркова, заработки на стройке могут достигать 90 тыс. руб. в месяц. Зарплатные предложения курьеров с апреля 2019 года до конца 2020 года выросли с 35 до 45 руб. При этом в Москве пешие курьеры, по данным SuberJob, могут зарабатывать до 80 тыс. руб., а с личным автомобилем — до 100 тыс. руб.
Недостаток рабочих на стройках сохраняется, заключает Николаев. «Разные цифры из разных источников звучат о том, какой есть недостаток рабочей силы. Он в любом случае исчисляется сотнями тысяч людей, причем не только в жилом строительстве, а вообще в стройке в целом», — отмечает он.
Подрядные компании конкурируют за рабочих: они могут перейти на другой строительный объект, если им предложат более привлекательные условия по оплате, говорит директор по строительству ГК «Гранель» Андрей Зимонов. Но со сменой специальности въехавших строителей подрядчики «Гранели», по словам Зимнонова, не сталкивались.
Проблема с привлечением работников со строительными специальностями из стран СНГ на московские площадки остается, согласен Турков из «А101». Но причину этого Турков видит в том, что у строителей из стран СНГ появилась альтернатива в виде крупных и активно развивающихся девелоперских проектов в Узбекистане, Казахстане, Азербайджане и других странах. «Коронавирусная угроза пока остается в силе, многие рабочие воспринимают это как риск, что стройки в Москве могут быть снова остановлены, и в этих условиях выбирают работу в более близкой климатически и ментально среде, в странах, где вирусные ограничения были куда менее жесткими», — поясняет девелопер.
Минстрой в январе запустил механизм ввоза в Россию иностранных граждан для строительства жилья и инфраструктурных объектов. Преимущественно строители приезжают из Узбекистана, Таджикистана и Казахстана, рассказывали РБК в Минстрое. Вице-премьер Марат Хуснуллин не раз заявлял, что отток трудовых мигрантов стал одной из главных причин роста цен на жилье в России в 2020 году. В апреле президент Владимир Путин поручил ФАС проверить рост цен на жилье в России: за прошлый год квартиры в среднем подрожали на 12%, а в некоторых регионах рост доходил до 20–30%.