Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Россияне перестали скупать гречку и переключились на джин

Почему в конце марта в рознице выросли продажи алкоголя
Пик спроса на сахар, гречку и рис в магазинах, как следует из данных NielsenIQ, был пройден к началу апреля. Зато россияне стали запасаться алкоголем: с середины марта растут продажи водки и джина
Novabev Group BELU ₽2 556 -2,48% Купить
Фото: Варвара Гертье / РИА Новости
Фото: Варвара Гертье / РИА Новости

С середины марта 2022 года в крупнейших торговых сетях заметно выросли продажи алкоголя — джина, водки и пива, свидетельствуют результаты аудита розничной торговли исследовательской компании NielsenIQ, с которыми ознакомился РБК.

Пик продаж алкоголя пришелся на десятую и одиннадцатую недели года, завершившиеся, соответственно, 13 и 20 марта. За отчетные две недели купили на 60% джина больше, чем за аналогичный период 2021 года, продажи пива в натуральном выражении выросли на 9–15%, водки — на 10–13%. На последующей неделе, закончившейся 3 апреля, темпы роста продаж алкоголя снизились, но все еще были заметно выше уровня прошлого года: джина купили на 52% больше, чем годом ранее, водки — почти на 9%, пива — на 8%.

Россияне перестали скупать гречку и переключились на джин
Video

При этом ажиотажный спрос на продукты длительного хранения, который наблюдался с начала марта, к концу месяца прошел. На неделе, завершившейся 3 апреля, продажи сахара в натуральном выражении снизились на 12% по сравнению с аналогичной неделей 2021 года, мясных консервов и масла — на 9%, кофе — на 8%, макарон — на 4%, риса — на 3%. Спрос на гречку также снизился на 0,1%. Больший уровень продаж, чем годом ранее, был зафиксирован только для лапши быстрого приготовления: на неделе с 28 марта по 3 апреля ее купили на 17% больше, чем годом ранее.

Спрос на товары бакалейной группы сейчас нормализовался, в частности, спрос на сахар продолжает ослабевать, в то время как продажи алкоголя — джина, водки и пива, показывают положительную динамику по сравнению с прошлым годом, отмечают в пресс-службе «Магнита».

Почти все делают запасы

Большинство россиян — около 85% — имеют запас продуктов, следует из опубликованного в апреле опроса ВЦИОМа. Для сравнения: в 1992 году доля тех, кто закупал продукты впрок, составляла 71%.

Более чем у половины опрошенных (61%) запасов продуктов в этом году столько же, сколько и в прошлом, доля тех, кто нарастил запасы, по сравнению с прошлым годом не изменилась (8%).

Мотивы, по которым россияне продукты закупают впрок, за 30 лет изменились: если в 1992 году граждане запасались в равной степени из-за опасения, что вырастут цены (40%) и из-за возможного дефицита товаров (42%), то сейчас главное опасение — рост цен (он беспокоит 46% опрошенных). Отсутствие товаров в продаже сегодня беспокоит 29% респондентов.

Какое пиво пьют россияне и каких марок они вскоре лишатся. Инфографика
Бизнес
Фото:Виталий Тимкив / РИА Новости

Ажиотажный спрос в марте на продукты длительного хранения сопровождался их подорожанием, следует из подсчетов Росстата. За март 2022 года сахар вырос в цене на 44%, крупы — на 10%, макароны — на 7%.

На этом фоне розничные цены на алкоголь выросли в марте не так значительно — менее чем на 4%. На неделе, завершившейся 25 февраля, когда началась военная спецоперация, 1 л водки в рознице стоил в среднем 656,7 руб., к середине марта, когда специалисты NielsenIQ стали фиксировать возросшие продажи, это были 670,7 руб., в начале апреля — 675,6 руб. Для сравнения: 1 кг сахара в конце февраля стоил в рознице в среднем 58,7 руб., в середине марта — уже 77,8 руб., в начале апреля — 86,9 руб.

РБК направил запрос в Минпромторг, а также в крупнейшие торговые сети — X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Чижик), «Ашан», «Лента», «Верный».

Годовая инфляция в марте достигла максимума с 2015 года
Экономика
Фото:Варвара Гертье / РИА Новости

Почему стали расти продажи алкоголя

То, что россияне начали закупаться алкоголем, уже зафиксировала и Beluga Group, крупнейший российский производитель водки и импортер других алкогольных напитков. По итогам января—марта 2022 года группа отчитывалась о двузначном росте продаж — на 25%, до 3,9 млн дал, по сравнению с тем же периодом прошлого года. Спрос вырос в ситуации неопределенности и на фоне стремления потребителей приобрести продукцию впрок, объяснял предправления Beluga Group Александр Мечетин. Особенным спросом пользовался импортный алкоголь, отгрузки которого у компании выросли почти на 46%, до 690 тыс. дал. Самый большой рост показали виски Grant’s (+37%), Monkey Shoulder (+121%), Tullamore D.E.W. (+39%), ром Barceló (+46%).

Повышенным спросом в марте и апреле мог пользоваться премиальный и импортный алкоголь, который покупали из опасения, что он пропадет или вырастет в цене, полагает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. По его мнению, покупатели могли запасаться, например, импортным и крафтовым пивом, а также текилой, ромом, виски, джином и абсентом. Потребители пива в марте тоже закупались впрок — ажиотажный спрос был связан с уходом с российского рынка многих игроков и ожиданием последующего роста цен, подтверждает исполняющий обязанности президента компании AB InBev Efes (выпускает пиво под брендами BUD, Stella Artois, Corona Extra и др.) Ораз Дурдыев. На фоне новостей о нарушении логистики и ограничении работы иностранных компаний в России часть потребителей, видя риски сокращения импорта и высокой инфляции, могут стремиться запастись алкоголем «в рамках существующих предложений», добавляют в NielsenIQ.

В Россию стали поставлять больше рома и джина
Бизнес
Фото:Soeren Stache / dpa / ТАСС

Джин россияне потребляют в основном в составе коктейлей в общепите, и резкий рост его продаж в марте и апреле эксперт объясняет экономией на барах, в которых выросли цены. По сравнению с другими крепкими напитками потребление джина в России «мизерное», напоминает Дробиз. Россияне выпивают в год около 800 млн л водки, 120 млн л коньяка, 60 млн л виски, а джина — всего 4,5 млн млн л. Часть этого джина — отечественного производства, уточняет эксперт.

Хотя джин и не входит в категорию алкогольных напитков, которые массово потребляют в России, спрос на него и раньше рос двузначными темпами, указывали ранее в NielsenIQ. Этот тренд аналитики объясняли появлением более доступной для потребителей продукции, в том числе местного производства. Президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев, в свою очередь, отмечал, что продажи джина, а также текилы растут из-за изменения вкусов потребителей: молодежь пьет меньше водки в чистом виде, отдавая предпочтение коктейлям.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Алкоголь"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 26 ноября
EUR ЦБ: 108,87 (+1,45)
Инвестиции, 25 ноя, 17:44
Курс доллара на 26 ноября
USD ЦБ: 103,79 (+1,21)
Инвестиции, 25 ноя, 17:44
В Москве арестовали еще одного фигуранта по делу о госизменеСвое дело, 23:05
Посольство России назвало последствия новых санкций ВеликобританииПолитика, 23:03
Турция после смены позиции США пообещала развернуть С-400 за 12 часовПолитика, 23:00
Правительство Израиля вынесло решение по перемирию в ЛиванеПолитика, 22:51
В Норильске поставщик школьного питания исключил свинину из-за религииОбщество, 22:43
«Эксмо» проверит необходимость маркировки «18+» на «Драконе» ШварцаОбщество, 22:33
ЦСКА разгромил «Рубин» и вышел в полуфинал «пути РПЛ» Кубка РоссииСпорт, 22:26
Скидки на подписку до 60%
Максимальная выгода до 2 декабря
Купить со скидкой
В АКОРТ назвали циничными данные о «фантастических» наценках на картошкуЭкономика, 22:11
Журналист узнал об интересе европейских клубов к лучшему бомбардиру РПЛСпорт, 22:10
Лидер КХЛ всухую проиграл московскому «Динамо»Спорт, 21:51
«РИА Новости» назвало годы выпуска использованных ВСУ ракет ATACMSПолитика, 21:47
Вложение в будущее: что нужно знать о долгосрочных инвестицияхРБК и ПСБ, 21:44
Как открыть бизнес в Индии и стоит ли бояться местной бюрократииОтрасли, 21:40
️МВД предупредило о схеме «угона» iPhone под предлогом возврата TikTokОбщество, 21:37