«Аэрофлот» решил сделать «Победу» самой крупной авиакомпанией России
Зачем группа отдает лоукостеру основные рейсыГруппа компаний «Аэрофлот» подготовила новую стратегию до 2028 года, рассказал на встрече с премьер-министром Михаилом Мишустиным генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев. В этой стратегии, получившей название «30/30», группа намерена сделать ставку на лоукостер «Победа», который в 2019 году перевез 10,3 млн пассажиров, а через восемь лет должен увеличить их число до 55–65 млн человек.
Стратегия предполагает увеличение пассажиропотока до 130 млн человек в год к 2028 году. Прежний план увеличить число клиентов до 100 млн человек к столетию «Аэрофлота», которое будет отмечаться в 2023 году, также сохраняется. «Мы хотели к нашему столетию перевезти 100 млн пассажиров. Это очень крупно, мы войдем тогда, наверное, в десятку авиакомпаний мира, авиационных групп», — отметил Савельев. «Но мы реально можем перевезти 130 млн [к 2028 году]», — отметил он. В 2019 году группа перевезла 60,7 млн человек.
Вторые 30 [в названии программы] отражают планы компании снизить цены в экономклассе на рынке на 30% за счет «Победы», добавил глава «Аэрофлота». Савельев докладывал о новой стратегии президенту Владимиру Путину 6 июля, но деталей не раскрывал.
Объем 130 млн пассажиров в год практически соответствует уровню всей гражданской авиации России за 2019 год, которая перевезла 128 млн человек. Но кризис 2020 года позволит вернуться к таким показателям лишь в 2024 году, с ежегодным приростом на 10%, прогнозирует главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Он допускает, что к 2028 году число пассажиров вырастет до 170 млн человек, а группа «Аэрофлот» сможет перевозить 130 млн, если не случится второй волны коронавируса или других потрясений.
Как «Аэрофлот» решил увеличить «Победу» в шесть раз
Основные маршруты (среднемагистральные), которые сейчас обслуживает одноименная компания «Аэрофлот», группа планирует передать «Победе». Эта компания начала полеты осенью 2014 года и за пять с половиной лет перевезла 30 млн человек, сказал глава группы. В 2019 году она показала рост по количеству пассажиров на 43%, заняв четвертое место среди крупнейших авиакомпаний.
Средняя загрузка кресел «Победы» — 94%, а летом она достигает 100%, рассказал Савельев. Средняя загрузка группы «Аэрофлот» составляет 82%, а одноименной компании — 79%. «12% пассажиров, которые сегодня пользуются «Победой», никогда в жизни не летали самолетами», — добавил топ-менеджер.
«Победа», встав на маршруты «Аэрофлота», существенно изменит картину ввиду дешевизны билетов: у нее 10% билетов продается сейчас по цене 499 руб., а до этого продавалось по цене 999 руб. — это очень существенная для пассажира (почему и загрузка такая большая!) вещь», — отметил глава «Аэрофлота».
«Если мы работаем на одном направлении с «Победой» или другой авиакомпанией, которая летает по демпингу, мы снижаем тарифы», — говорил в интервью РБК совладелец и гендиректор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов («Уральские авиалинии» также входят в пятерку крупнейших авиакомпаний России). По его оценкам, демпинг со стороны «Победы» и других перевозчиков вынуждает компанию снижать цены на часть билетов примерно на 20%. «Ничего страшного в этом нет. Есть другие направления, страна у нас очень большая. Вы же понимаете, если посмотреть на карту России, от Урала до Петропавловска-Камчатского крупных компаний по пальцам пересчитать», — добавлял он.
Теперь «Аэрофлот», расширив число направлений и рейсов «Победы», рассчитывает, что она позволит в среднем по рынку снизить цены на билеты в экономклассе на 30%. РБК направил запросы в пресс-службы S7, «Уральских авиалиний» и Utair.
На тех маршрутах, где «Победа» уже выполняла рейсы, средний чек не изменится, поскольку конкуренты успели приспособиться к ценообразованию лоукостера, говорит Гусаров. «А на тех маршрутах, где появится «Победа», конкурентам придется снижать тарифы», — добавляет он. Сама компания будет вынуждена сокращать издержки, чтобы сохранять рентабельность, а значит, пассажирам все больше придется доплачивать за дополнительные услуги, указывает аналитик.
«Победа» к 2027–2028 годам будет оперировать 170 самолетами и перевозить 55–65 млн пассажиров в год. Это в шесть раз больше, чем было в 2019 году, когда компания обслужила 10,3 млн человек. Сейчас в парке у лоукостера лишь 30 самолетов.
Сам «Аэрофлот», который в 2019 году перевез 37,2 млн пассажиров, сохранив первое место среди российских авиакомпаний, сосредоточится на дальнемагистральных рейсах, чтобы стать пятизвездочной компанией. Он также будет оперировать 170 самолетами, но у него по-прежнему будет 35–40 млн пассажиров. «Это соответствует как раз пятизвездочным компаниям, которые сегодня оперируют на рынке», — добавил глава «Аэрофлота». Таким образом, стратегия предполагает, что «Победа» станет крупнейшей авиакомпанией в группе «Аэрофлот» и в целом в России.
«Стратегия, которую вы на сегодняшний день имеете, мне кажется, очень может быть эффективной», — сказал Мишустин, выслушав его доклад. Новая стратегия будет рассмотрена на совете директоров, заседание которого назначено на четверг, 16 июля, сказал РБК представитель группы.
Куда будет летать «Аэрофлот»
В прежней стратегии группы до 2023 года также основной прирост ожидался за счет «Победы», но в ней речь шла об увеличении пассажиропотока компании на 25–30 млн человек, до 90–100 млн человек, но половина — 52 млн человек — должна была прийтись на авиакомпанию «Аэрофлот». Больше головную компанию «нагружать не стоит», потому что она работает в премиальном сегменте, говорил Савельев на встрече с Путиным в октябре 2018 года.
«Аэрофлот» был и остается премиальным сегментом. И как показывает мировой тренд, премиальный сегмент сохраняется. Он не растет так быстро, как, допустим, лоукост-сегмент, но он будет расти дальше», — сказал теперь глава «Аэрофлота».
Савельев подчеркнул, что «Аэрофлот» сосредоточится на дальнемагистральных рейсах, которые рассчитаны на международные и межконтинентальные перелеты дальностью свыше 6 тыс. км. То, что «Аэрофлот» планирует передать часть среднемагистральных рейсов «Победе», логично, поскольку число пассажиров в экономсегменте растет гораздо быстрее, говорит исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
Есть несколько регионов, где бизнес-класс по-прежнему востребован, в том числе в городах Западной Сибири, указывает Пантелеев. Но рынок в последние годы меняется, замечает он: компании все чаще отказываются покупать билеты в бизнес-класс на коротких рейсах, а сами командировки сократились, поскольку переговоры перемещаются в онлайн.
Что будет с российскими самолетами группы
Еще одна компания группы — «Россия» — вместо «Аэрофлота» займется социальными направлениями, в том числе с «плоскими тарифами», которые применяются на рейсах на Дальний Восток, в Калининград и Крым, рассказал Савельев на встрече с Мишустиным. Ей будут переданы все лайнеры «Аэрофлота» российского производства, включая лайнеры Sukhoi Superjet. «У нее будет 250 машин, из которых 235 — отечественного производства, что очень важно», — подчеркнул топ-менеджер.
«Мы подтвердили свой контракт на 150 машин Sukhoi Superjet, 54 машины у нас на сегодняшний день в парке, мы ими оперируем. И у нас заказ на 50 машин, твердый контракт, [на новый ближне- и среднемагистральный лайнер] МС-21, и к ним 35 машин — это опцион», — сказал глава «Аэрофлота». Тем самым группа продолжит выполнять свои «стратегические обязательства» перед российским авиапромом.
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров недавно заявил, что первый лайнер МС-21, который будет выпускать корпорация «Иркут», входящая в Объединенную авиационную корпорацию, может быть передан заказчику только в конце 2021 года. «Конечно, если МС-21 будет успешной машиной (а мы в это верим и надеемся), мы ее будем в «Аэрофлоте» также использовать. Пока мы просто даем возможность получить опыт и наработать практику», — отметил Савельев. До этих пор авиакомпании «Аэрофлот» и «Победа» будут преимущественно использовать самолеты Boeing, а именно модели Boeing 737-800, следует из его слов.
Сейчас полеты на Дальнем Востоке осуществляет еще одна «дочка» группы — «Аврора». Про нее глава «Аэрофлота» сказал только, что это «региональная компания», которой группа управляет «отдельно», в то время как «Аэрофлот», «Победа» и «Россия» «занимают свои ниши». Представитель «Аэрофлота» отказался уточнить, предусмотрено ли развитие «Авроры» в новой стратегии.
«Аэрофлот», владеющий 51% «Авроры», готов продать свою долю в компании правительству Сахалинской области, которому принадлежат оставшиеся 49%, сообщало в мае 2020 года «Авиатранспортное обозрение» со ссылкой на письмо губернатора Сахалина Валерия Лимаренко. «Рассмотрев ваше предложение о приобретении акций АО «Авиакомпания «Аврора», сообщаю, что правительство Сахалинской области готово начать переговоры по данному предложению», — отмечал он.
Как влияет на авиаперевозки коронавирус
Из-за пандемии коронавируса в конце марта Россия приостановила полеты за рубеж, число внутрироссийских рейсов также резко сократилось. Рынок постепенно начинает восстанавливаться, отметил Савельев. По его словам, сейчас группа выполняет 300 полетов в сутки и перевозит 30–33 тыс. человек ежедневно против 800 полетов и 110–120 тыс. человек соответственно в обычное время. «Но совсем недавно, буквально месяц назад, мы перевозили всего 3–5 тыс. [человек], указал он.
Для более быстрого восстановления авиакомпаниям нужна возможность беспрепятственного прилета пассажиров в регионы, подчеркнул глава «Аэрофлота». В 20 российских городах сохраняется карантин, в том числе только для прибывших из Москвы или Санкт-Петербурга.
Савельев попросил Мишустина «обозначить дату» старта полетов за рубеж, иначе перевозчики рискуют, по его словам, потерять исторические слоты на транзитные рейсы. «Qatar Airways, пятизвездочная компания, наш конкурент по Азии. Мы их оттеснили в Китае: мы семь лет боролись с ними за право быть лучшим транзитером из Китая в Европу», — привел он пример. На это премьер ответил, что все будет зависеть от эпидемиологической ситуации в других странах. «Мы будем исходить, конечно, из ситуации в этой области — следовать требованиям Роспотребнадзора», — заключил он.