В России появится интернет-доставка в формате «жесткого дискаунтера»
Суть проекта
Оператор экспресс-доставки «Самокат» открывает продажи продуктов в новом формате, направленном на экономные закупки впрок. Об этом РБК рассказал директор по маркетингу «Самоката» Игорь Рожков. По его словам, в пилотном режиме с 14 июля сервис «Выгодно» появится у части аудитории компании в Москве и Санкт-Петербурге как дополнительная вкладка приложения или вместо сервиса «Супермаркет».
Сейчас «Самокат» предлагает три основных вида доставки: «экспресс» (время ожидания до 30 минут с ассортиментом в 2–2,5 тыс. позиций), «супермаркет» — за 1,5 часа с 5 тыс. наименований продукции, а также «бьюти» — за 5 часов 10 тыс. товаров косметической продукции.
«Выгодно» будет доставлять товары в течение дня, в выбранные временные слоты, если заказ сделан до 10 утра, или на следующий день — если после 10:00. Ассортимент ограничен 1 тыс. товаров больших объемов, которые в том числе будет предложено купить мелким оптом — несколько штук продуктов одного вида, например сливки 500 г набором в шесть штук или четыре банки консервов.
«Сегодня цена превалирует в потребностях клиента. Потребитель чуть ли не наизусть знает стоимость определенных продуктов, например огурцов или майонеза, которые закупает раз в неделю, а некоторые товары вообще раз в месяц», — объясняет появление сервиса Рожков.
Товарная матрица «Выгодно» будет состоять преимущественно из товаров с длинными сроками годности: бытовой химии, детских товаров, продукции для животных, воды/соков, консервации и бакалеи, а также заморозки. Категория «фреш» — мясо, птица, молочная продукция — займет меньше 40%. В будущем большая часть продукции будет под собственной торговой маркой. Сейчас, по словам Рожкова, для «Выгодно» разрабатывается новый бренд частной марки. Под уже существующей собственной маркой «Самокат» производится 764 наименования продукции.
Автор проекта
Сервис доставки «Самокат» в 2018 году основали бывшие топ-менеджеры «Магнита» и «Почты России» Вячеслав Бочаров и Родион Шишков. Сегодня основной акционер компании (85%) — совместное предприятие «Сбера» и VK. В это СП также входят Delivery Club, «Кухня на районе», каршеринг «Ситидрайв».
«Сбер» и VK планируют продать активы, которыми сейчас совместно управляют, и для этого сейчас, как писал в июле Forbes, обсуждают, как их разделить. По версии издания, «Самокат» может достаться «Сберу».
В первом квартале 2022 года выручка «Самоката» выросла год к году в 2,6 раза, до 15,3 млрд руб., сообщала в своей отчетности VK. В январе—марте были приняты 28,6 млн заказов, максимум в день — 317 тыс. Сервис в 2,2 раза также нарастил количество дарксторов (магазинов-складов), на конец марта их было больше 1 тыс.
Цель проекта
Заказы на производство товаров в больших упаковках, оптимизация логистики, при которой заказы объединяются по определенным признакам и доставляются автокурьерами в ограниченное время, и ставка на аналоги популярных брендов, как считают в «Самокате», даст цены минимум на 25% ниже, чем в магазинах формата «у дома» — «Пятерочке» и «Магните».
Например, вместо соков транснациональных производителей в ассортименте «Выгодно» будут белорусские соки под маркой «Сочный», вместо мармелада Haribo — жевательный мармелад российского производителя снеков и кондитерских изделий «КДВ Групп».
Для проекта «Самокат» открыл отдельные дарксторы, два в Москве и два в Санкт-Петербурге. Их площадь больше обычных складов-магазинов компании — 450 кв. м против 250 кв. м. Инвестиции в проект компания не раскрывает.
Аналоги проекта
Близкий к «Выгодно» формат в традиционном ретейле развивает красноярский «жесткий дискаунтер» «Светофор» — в последние годы эта сеть была одним из самых быстрорастущих игроков и в 2021 году впервые вошла в пятерку крупнейших продовольственных ретейлеров, обойдя «Ашан». С 2020 года такой формат развивают X5 Group (сеть «Чижик») и «Магнит» («Моя цена»).
Формат «жесткого дискаунтера» отличают аскетичное устройство магазина, выкладка товаров на палетах, очень недорогое торговое оборудование, небольшое количество персонала — все это нужно для экономии, которая дает возможность делать небольшую торговую наценку и зарабатывать на обороте.
Эталонным «жестким дискаунтером» считается немецкая сеть Aldi. Именно ее основатели — братья Теодор и Карл Альбрехты сделали скупость во всем стратегией бизнеса. Главные принципы магазинов ретейлера: небольшие площади, отсутствие витрин, продажи продуктов в промышленной упаковке и с палет, тусклое освещение и высокая доля продуктов под собственной торговой маркой.
Aldi ведет онлайн-продажи, но не предлагает в интернете продукты, в некоторых странах присутствия есть доставка продуктов у «жесткого дискаунтера» Lidl, но через сторонних операторов. «Чижик» на своем сайте сообщает, что функция доставки «находится в разработке».
Перспективы проекта
Новый формат доставки «Самоката» объединит в себе, с одной стороны, концепты сетей «Светофор» и «Чижик» в части ограниченного ассортимента продуктов в категории и низкого ценника, и «Вкусвилл» по развитию собственной марки, указывает партнер аналитической компании Data Insight Федор Вирин. Но эксперт указывает на два момента, с которыми может столкнуться оператор доставки.
«Концепция «Светофора» подразумевает продажу большой массы товаров с очень низкими ценами (и наценкой) и одновременно — товаров с высокой наценкой, выглядящих привлекательно за счет репутации магазина «низких цен». И такие товары грамотно встроены в ассортимент, человек делает дополнительные покупки, — объясняет Вирин. — Вопрос в том, сможет ли так же работать «Самокат» в рамках онлайна». Кроме того, по мнению эксперта, форматы закупки впрок с отложенной доставкой уступают доставке день в день: «В этой модели может быть проблема, люди готовы подождать сегодня, но не до завтра. Поэтому, например, «Сбермаркет» отыгрывает поляну у проекта X5 Group Vprok, который в основном обещает доставку на следующий день».
Гендиректор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров называет проект «Самоката» интересным, но отмечает, что новый формат потребует большой работы над изменением восприятия аудитории. «Плюс, хотя «Самокат» очень хорошо работает с категорией собственных торговых марок, его продукты достаточно дорогие, под них не трудно замотивировать производителей, потому что маржи хватит на всех. Но поскольку они идут в сегмент дискаунтера и больших упаковок, такая собственная марка потребует очень больших объемов и закупочной силы», — рассуждает эксперт. В попытке конкурировать с Metro и «Чижиком», который использует инфраструктуру X5 Group, успех не гарантирован, предупреждает Бурмистров.