Удар по теплицам: к чему приведет отмена санкций против Турции
Тепличные условия
До введения санкций Турция была пятым по величине торговым партнером России. Основная статья импорта, разумеется, продовольствие, на втором месте — ткани и текстильные изделия. Также Россия в промышленных масштабах импортирует кожу и кожаные изделия, меховые изделия, обувь.
По данным Turkstat, в первом полугодии 2016 года экспорт продуктов питания из Турции по сравнению с аналогичным периодом 2015-го упал на $376,9 млн. Из них $217 млн приходилось на томаты. До введения эмбарго турецкие томаты занимали 57% российского импорта в денежном выражении. Полностью исчезли турецкие мандарины, корнеплоды и апельсины. В сумме на эти категории в первые шесть месяцев прошлого года приходилось $70,6 млн. На две трети, или $33,9 млн в денежном выражении, сократился импорт турецких свежих абрикосов, ягод, персиков и слив.
На этом фоне отечественное аграрное производство демонстрировало завидные темпы роста. По данным Минсельхоза, по состоянию на 8 августа валовой сбор тепличных овощных культур в целом по стране составил 436,9 тыс. т, что на 20% больше, чем в 2015 году. Наибольшую динамику продемонстрировали именно томаты, которых было собрано 105,4 тыс. т, на 55% больше, чем годом ранее.
«Для замещения импорта необходимо увеличить производство тепличных помидоров и огурцов на 1 млн т к 2020 году, или на 200 тыс. т ежегодно, что потребует строительства и модернизации в течение ближайших пяти лет не менее 2 тыс. га тепличных комплексов», — заявил министр сельского хозяйства Александр Ткачев на заседании правительственной комиссии по вопросам АПК в начале июля.
Возобновление импорта турецких продуктов питания, однако, может серьезно ударить по российским тепличным комплексам, чья продукция дороже привозных овощей и фруктов, считает генеральный директор ассоциации «Теплицы России» Наталья Рогова. По ее оценкам, в 2016 году в России планировалось возвести 300 га теплиц, однако строятся только 160 га. Отчасти это связано с задержками выплат государственных субсидий на строительство теплиц, отчасти — с неопределенностью турецкого вопроса. «Если сейчас на рынок будет опять поступать более дешевая продукция из Турции, то наш предприниматель серьезно пострадает, а инвестиции в строительство новых теплиц приостановятся», — считает Рогова.
Владельцы теплиц соглашаются, что возвращение турецких овощей на российский рынок может заставить скорректировать уже заявленные компаниями инвестиционные планы в сторону сокращения, хотя на их действующий бизнес ситуация существенного влияния не окажет. «Конечно, это ненормально, когда сегодня говорят — закрываем границу, а завтра — что все, помирились, открываем обратно. При таких меняющихся правилах игры сложно заниматься стратегическим планированием», — заявил РБК гендиректор крупного тепличного комбината на юге России, попросивший об анонимности.
В случае возвращения дешевых турецких овощей российским производителям придется пересмотреть ценовую политику, прогнозирует генеральный директор FruitNews Ирина Козий. По ее словам, Турция поставляла на российский рынок продукцию в самом низком ценовом сегменте, тогда как цены у отечественных тепличных предприятий выше, прежде всего из-за больших затрат на электроэнергию для обогрева и освещения теплиц.
«Еще до запрета ввоза турецкой продукции наши овощи стоили дороже, но на них был стабильный спрос. По сути, они не конкурировали с турецкими, находились в другой ценовой категории и были рассчитаны на другую группу клиентов», — говорит представитель ростовской ГК «Агроком» Татьяна Гордина. Сейчас хозяйство перестало выращивать помидоры и полностью переключилось на огурцы: это выгоднее с экономической точки зрения, поясняет Гордина.
Министерство сельского хозяйства занимает сдержанную позицию в отношении отмены антитурецких санкций. В июле глава ведомства Александр Ткачев заявлял «Интерфаксу», что Россия не намерена «так быстро открывать» свой рынок для турецких поставщиков и в ближайшее время отмены эмбарго не будет. Представитель Минсельхоза подтвердил, что позиция ведомства с тех пор не изменилась.
Жесткая ткань
Турецкий текстиль под запрет не попал, хотя в конце декабря 2015 года Минпромторг предлагал правительству ввести запрет на ввоз до 80% товаров легкой промышленности из этой страны. Министерство настаивало на запрете прежде всего для того, чтобы создать «благоприятные условия для наших производителей, которые способны заместить турецкие товары», объяснял замминистра Виктор Евтухов. В правительстве инициативу не поддержали, однако, по данным Turkstat, если в первом полугодии 2015 года из Турции в Россию ввезли одежды на $93,2 млн, то за тот же период 2016-го импорт этой категории сократился на 48%, до $48,4 млн.
Снизился также импорт обуви и комплектующих для ее производства. На основе статистики ФТС России исследовательский центр International Trade & Integration подсчитал, что за первые шесть месяцев 2016 года ввоз обуви из Турции сократился на 68%, а кожи и комплектующих — на 46%, до $9,4 млн и $1 млн соответственно.
Российские компании самостоятельно сократили импорт непродовольственных позиций, оценив возникшие логистические риски. Уже 25 ноября 2015 года, на следующий день после того, как турецкие военные сбили российский Су-24, в Новороссийске начали задерживать грузы из Турции. А глава Республики Крым Сергей Аксенов заявил, что власти региона отказываются от сотрудничества с турецким бизнесом, покупки турецких товаров и поддержания паромного сообщения с Турцией. «Никакого сообщения с Турцией не будет, в том числе паромного. Мы не готовы сотрудничать с турецким бизнесом», — цитировало Аксенова агентство «РИА Новости».
В Новороссийске, Крыму и на Северо-Западной таможне (Санкт-Петербург) начало скапливаться огромное количество грузов, рассказывали российские бизнесмены, импортирующие турецкую продукцию. Россия не имеет сухопутных границ с Турцией.
Владелец крупной сети обувных магазинов ранее рассказывал, что в Новороссийском порту груз с партией обуви из Турции для его сети отправили на полный досмотр, хотя обычно проводят только частичный. Хотя российские таможенники в тот момент не давали официальных объяснений, по словам менеджера одной из московских фирм — импортеров турецких стройматериалов, таможенникам была «дана команда» проверять грузы из Турции «в максимально жестком режиме».
«Государство готовилось к более жесткому сценарию по санкциям в отношении Турции, с бизнесом проводились совещания о возможном запрете на поставки и других категорий продукции, поэтому многие просто превентивно начали искать новых партнеров и отказались от поставок из Турции», — говорит глава одной из крупных российских обувных компаний.
О полном отказе от размещения заказов на турецких предприятиях заявляла компания Zenden. Сейчас 70% ее продукции производится в Китае, оставшиеся заказы делят российские и индийские предприятия. Основатель Zenden Андрей Павлов не комментирует возможное восстановление торговых отношений с турецкой стороной. Но, по данным источника РБК, знакомого с планами бизнесмена, он не планирует производить обувь в Турции.
Временно отказалась от турецких тканей и комплектующих компания Finn Flare. «Мы прекратили работу с турецкими поставщиками, так как ситуация менялась стремительно и возникали обоснованные риски нарушения нормального производственного цикла», — объясняет представитель компании Артем Чернышев. Сейчас компания рассчитывает на восстановление сотрудничества с поставщиками из Турции. Не исключает возможность размещения части заказов на турецких предприятиях и вице-президент «Эконики» Сергей Саркисов.
Основное преимущество Турции — это огромное количество предприятий, «заточенных» под работу именно с российским рынком и готовых предложить малотиражное производство с поставкой в течение нескольких дней, считает коммерческий директор Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян: «Ни Китай, ни Бангладеш, ни другие страны Юго-Восточной Азии такого, конечно, дать заказчику не могут».
Совладелец компании — производителя детской одежды Lucky Child Владимир Мамут рассказывает, что поставки из Турции нормализовались только в апреле 2016 года. Ранее предприниматель решил не отказываться от заказов на турецких фабриках, потому что не смог найти достаточно качественного сырья в других странах. «Наиболее реальной альтернативой был Узбекистан, мы заказали пробные образцы, но они не прошли по качеству. Если бы вступило в силу эмбарго на ткани и готовую продукцию из Турции, мы не смогли бы запуститься с узбекскими предприятиями», — говорит Мамут.
По данным президента Ассоциации текстильщиков России Шамхала Ильдарова, сегодня в общем объеме российского рынка тканей турецкий текстиль занимает около 20–25%. «Когда возник кризис в отношениях между Россией и Турцией, российские производители тканей воспрянули. Это даже заметно по увеличившемуся количеству предприятий, решивших вступить в ассоциацию для сплочения и совместной координации», — говорит Ильдаров. По его мнению, к отрасли пришло осознание, что нельзя надеяться только на импорт. Однако заметного снижения объема турецких тканей в России на текущий момент Ильдаров не ожидает. Большой объем турецких поставок идет через Иран и Азербайджан.
Холодный сезон
После запрета на организацию туров в Турцию российский турпоток рухнул на 87,4%, до 183,8 тыс. человек, свидетельствуют данные Министерства культуры и туризма Турции за первое полугодие 2016 года. При этом в июне Турцию посетило на 93% меньше наших соотечественников, чем годом ранее. Тогда российских туристов было 652,7 тыс.
Напротив, количество отдыхающих на курортах Краснодарского края и Крыма заметно увеличилось. Министерство курортов и туризма Крыма рапортовало о росте турпотока за первое полугодие 2016 года на 21%, до 1,57 млн туристов. По данным администрации Краснодарского края, местные курорты за тот же период посетило на 5% отдыхающих больше, чем годом ранее, или 6,3 млн человек. Заместитель губернатора Вениамин Кондратьев заявлял о том, что гостиницы и санатории на черноморском побережье загружены практически на 90%, на азовском — более чем на 50%.
В компании Tez Tour оценили, что на Россию могли переориентироваться не менее 20% клиентов, которые ранее планировали отдых в Турции. Генеральный директор компании «Пегас туристик» Анна Подгорная говорит, что Россия вошла в топ-5 направлений в структуре продаж многопрофильных туроператоров, которые ранее не занимались въездным туризмом. Сам «Пегас туристик» вышел на это направление в 2015 году. Положительную динамику продаж Подгорная связывает с тем, что туроператоры предложили рынку пакетные туры, которые позволили организовать сервис «от точки до точки», подобно тому, как это делается в Турции. Для популяризации отечественных курортов также проводились многочисленные рекламные туры, чтобы турагенты лично познакомились с гостиницами и санаториями, которые им предстоит продавать.
Однако как только Владимир Путин отменил запрет на продажу туров в Турцию, это направление вернуло к себе интерес туристов. Уже на следующий день, 1 июля, Турция стала самой популярной по запросам пользователей на сервисе «Яндекс.Путешествия», который агрегирует предложения от туроператоров. За три дня, с 29 июня по 1 июля, количество запросов по турам в Турцию увеличилось в четыре раза, рассказывали РБК представители «Яндекса», не раскрывая абсолютных цифр. Одновременно такие направления, как Крым и Сочи, стали интересовать россиян в три раза меньше.
В течение недели о начале продаж поездок в Турцию заявили почти все крупные туроператоры, ранее присутствовавшие на направлении. Хорошим продажам, однако, до сих пор мешает отсутствие чартерных перевозок, которые, по оценкам туроператоров, стоят на 30% дешевле регулярных перелетов. В случае возобновления чартеров ситуация на рынке кардинально изменится.
«Нельзя развивать внутренний туризм путем запрета других направлений и лишая людей выбора. Это должна быть системная работа», — рассуждает представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. По ее мнению, инфраструктура Сочи, Анапы и Крыма не готова к такому наплыву туристов. Когда правительственный запрет на чартерное сообщение будет отменен, многие из тех, кто отдыхал в этом году на отечественных курортах, выберут Турцию, считает Тюрина, поскольку «очень сильно разочарованы» уровнем гостиниц, питанием и сервисом.
Генеральный директор ICS Travel Group Дмитрий Шевченко считает, что, если чартеры в Турцию возобновятся, количество желающих выехать на российские черноморские курорты может снизиться уже в сентябре: «Если сейчас все это восстановится, естественно предложения турецких отелей будут конкурентоспособные, и море [в Турции] теплее, и какой-то отток будет обязательно». По мнению Шевченко, глобально на туроператоров, специализирующихся на российском туризме, и отели это не повлияет, потому что сезон кончается, однако уменьшит их доходность. В первую очередь могут пострадать гостиницы и санатории, предлагающие отдых c высокой стоимостью проживания.
«Активное продвижение внутренних направлений и закрытие отдельных курортов — эти новые условия рынка — нельзя назвать нормальными и привычными для российского бизнеса. В следующем году, скорее всего, уже не будет такого огромного, обусловленного внешними обстоятельствами внешнего спроса, и рынок начнет возвращаться к обычному состоянию», — прогнозирует Тамара Черных, президент альянса отельеров России UPRO и генеральный директор управляющей компании U PRO Management (развивает сеть отелей Bregutta в Крыму). По ее предварительным оценкам, цены отечественных отельеров выросли в этом сезоне на 15–20%. В следующем году отели будут формировать ценовую политику более осторожно, уверена Тамара Черных.