Минпромторг оценил идею указывать стоимость товара за 1 кг и 1 л
Минпромторг раскритиковал предложение обязать магазины указывать стоимость продуктов за круглую единицу меры — 1 л или 1 кг, указав на риски удорожания продукции в связи с необходимостью ретейлеров модернизировать учетные системы. Министерство направило свою позицию в Государственно-правовое управление (ГПУ) президента, пишут «Известия» со ссылкой на документ.
Инициатива фактически предлагает обязать магазины производить расчеты стоимости 1 кг или 1 л продукции, а потому выкладка товаров и подготовка ценников вырастут в цене. Модернизация учетных систем приведет к повышению издержек, а торговые сети «будут перекладывать возникшие издержки на потребителей», говорится в письме.
Кроме того, напомнили в министерстве, магазины реализуют и продукцию, пересчет цены которой за 1 кг или 1 л покупателю не нужна: жевательные резинки, чипсы, чай, кофе и др. Ведомство сочло, что в результате осложнится восприятие такой продукции и это необходимо учитывать, поскольку законопроект не делает исключений для отдельных категорий товаров.
Минпромторг предложил ввести единый формат фасовки, чтобы облегчить покупателям сравнение цен на аналогичную продукцию разного веса или объема.
Заключение в Государственно-правовое управление президента по законопроекту направил и Роспотребнадзор. Он указал на необходимость доработки проекта.
Автор законопроекта вице-спикер Госдумы Борис Чернышев заявил, что пересчет объема и веса, а также изготовление новых ценников не повлекут существенного повышения издержек для магазинов. Он отметил, что все ценники сейчас формируют с помощью компьютерных программ, а «утверждение о якобы сложности пересчета — банальная отговорка». Чернышев признал, что покупателей не интересует стоимость 1 кг жевательной резинки, но они вправе знать, сколько стоит 1 л молока или один подгузник в упаковке, чтобы принять решение о покупке. «Ко второму чтению законопроекта мы внесем поправку: перечень товаров с обязательным «честным» ценником будет утверждать правительство», — пообещал парламентарий.
С позицией зампреда Госдумы согласился глава Союза потребителей России Петр Шелищ. По его словам, покупатели уверены, что приобретают стандартный объем или вес товара, но на деле оказывается, что меньше. Щелищ также подчеркнул, что если покупатели привыкли к упаковке 1 л, то не будут каждый раз уточнять ее объем.
Российские производители молочной продукции стали чаще указывать на упаковке питьевого молока, сливок и кефира вес продукта 1 кг, а не объем. «Вероятно, производители молока таким образом пытаются замаскировать шринкфляцию (от англ. shrinkflation — снижение объема или веса товара в упаковке. — РБК)», — полагают аналитики «Продажи.рф». 1 кг молока из-за высокой плотности занимает около 0,97 л.