Правительство продлило запрет на экспорт бензина до конца года
Правительство продлило временный запрет на экспорт бензина до 31 декабря 2024 года, сообщается в телеграм-канале кабмина. Он был введен в марте до 31 августа, но в мае—июле меру приостановили на фоне насыщения рынка топливом.
Власти объяснили решение продлить запрет необходимостью обеспечить стабильность на топливном рынке «в период сохраняющегося сезонного спроса и плановых ремонтов, проводимых на нефтеперерабатывающих заводах». Ограничение не коснется поставок в рамках международных межправительственных соглашений и топлива, вывозимого для личного пользования или для оказания международной гуманитарной помощи.
С идеей сохранить меру выступило Минэнерго. Предложение подразумевало, что фактически запрет продлится в сентябре и октябре, а следующие два месяца будет действовать эмбарго на поставки за границу только для непроизводителей нефтепродуктов.
В предыдущий раз власти вводили временный запрет на экспорт бензина в сентябре 2023 года.
Как реагировал рынок на снятие и возврат к эмбарго
В конце мая Минэнерго сообщало, что запасы на НПЗ и нефтебазах составили 2,1 млн т автомобильного бензина и 4 млн т дизельного топлива. С 20 мая запрет на экспорт был приостановлен, а чуть позже ведомство закрыло статистику о производстве бензина, поскольку ее раскрытие «может стать поводом для манипулирования рынком со стороны недобросовестных его участников». С тех пор рынок может ориентироваться только на официальные сообщения ведомства и показатели торгов Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).
Несмотря на то что российские нефтеперерабатывающие предприятия с начала 2024 года регулярно подвергаются атакам украинских дронов, в июле министерство сообщало, что объема производства топлива достаточно, чтобы удовлетворить спрос. В конце июля первый замглавы Минэнерго Павел Сорокин вновь заверил, что ситуация с производством топлива в России стабильна, при этом вскоре ожидается выход из ремонта двух НПЗ, заточенных под выпуск бензина АИ-95. В начале августа в министерстве снова сообщили о достаточности предложения и отметили, что отгрузки бензина на внутренний рынок на 5% превышают прошлогодний уровень, а дизеля — на 8%. По оценкам Reuters, за первые шесть месяцев 2024 года российские НПЗ снизили объем нефтепереработки на 4% по сравнению с тем же периодом прошлого года, до 131,8 млн т.
По данным СПбМТСБ за 2,5 месяца, когда запрет на экспорт бензина был приостановлен, цены на это топливо увеличились в пределах 10–30%. Вслед за оптовыми ценами ускорились и розничные. Как следует из данных Росстата, рост стоимости бензина на АЗС две недели подряд превышал уровень инфляции в стране: с начала года по 5 августа он составил 5,5% при инфляции 4,99%. Возврат к экспортному эмбарго пока не сильно повлиял на ситуацию, на бирже стоимость бензина не перешла к устойчивому снижению, а, скорее, пока демонстрирует боковой тренд.
Наиболее остро ситуация обстоит с высокооктановыми марками как в опте, так и в рознице, поскольку их предложение перестало соответствовать спросу, говорят эксперты. Если доля АИ-95 в общем объеме производства составляет около 40–45%, то в потреблении — порядка 60%. В итоге разница между марками на бирже на сегодняшний день достигает около 30%, а 24 июля АИ-95 обновил максимум этого года, достигнув 75,296 тыс. руб. за тонну. Это близко к историческому рекорду 76,876 тыс. руб. за тонну, установленному прошлой осенью во время топливного кризиса. На фоне высоких оптовых цен на АИ-95 маржинальность продаж этой марки на АЗС становилась отрицательной.
Что означает для рынка продление эмбарго
Возврат запрета на экспорт бензина в августе не привел к значительному охлаждению оптовых цен, поскольку «это один из самых пиковых месяцев с точки зрения спроса и ремонтов на НПЗ», прокомментировал РБК Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер». «Поэтому то, что цены не растут дальше, уже можно назвать победой. Соответственно, придет сентябрь—октябрь, мы увидим достаточно активное снижение стоимости в опте, постольку упадет потребление. И, самое главное, заправки не увеличивают убытки от реализации топлива в розницу», — считает эксперт.
Бензин АИ-95 не учитывается в правилах расчета демпфера, поэтому правительству сложно «совладать» с ростом биржевых цен на этот вид топлива, отмечает при этом Сергей Терешкин, гендиректор маркетплейса нефтепродуктов и сырья Open Oil Market. Демпферные выплаты компенсируют часть разницы между установленной государством индикативной ценой для внутреннего оптового рынка и стоимостью экспортных поставок. По мнению Терешкина, нефтяные компании «пытаются компенсировать часть возникающих издержек за счет увеличения биржевых цен на АИ-95».
«Поэтому в качестве «кнута» используется пролонгация запрета на экспорт, хотя уже введенных ранее мер было достаточно, чтобы купировать рост топливных цен в рознице. Если за неделю с 16 по 22 июля розничные цены на бензин выросли на 0,6%, то с 23 по 29 июля — на 0,4%, а с 30 июля по 5 августа — на 0,3%. Сегодня вечером Росстат представит свежую недельную сводку, и, скорее всего, в ней будет зафиксировано дальнейшее торможение темпов прироста розничных цен», — полагает он.
Тем не менее продление экспортного эмбарго можно считать правильной мерой для рынка, уверен Гусев. «В этом году правительство занимается использованием превентивных мер для снижения напряженности на оптовом рынке нефтепродуктов и, соответственно, зафиксировало «статус-кво» и приоритет поставок на внутренний рынок. Если внутренний рынок будет насыщенный и будет существовать необходимость загрузки НПЗ, то данный запрет будет снят», — полагает Гусев.