Минсельхоз пообещал вывести российское вино на мировой уровень
На шестом Всероссийском саммите виноделов, который прошел в выходные в поселке Абрау-Дюрсо Краснодарского края, Минсельхоз представил «Концепцию развития виноградарства и виноделия в Российской Федерации на период 2016–2020 годов и плановый период до 2025 года» (накануне презентации с ней ознакомился РБК).
Судьбой отечественного виноделия министерство заинтересовалось два года назад, когда вино было признано не только алкоголем, но и сельскохозяйственным продуктом. Ранее данная отрасль находилась исключительно в ведении Росалкогольрегулирования (РАР).
Если на первом этапе (до 2020 года), согласно концепции, основные усилия предполагается сосредоточить на обновлении материально-технической базы и создании благоприятного инвестиционного климата, то цель на 2021–2025 годы звучит амбициознее — «создание экспортного потенциала Российской Федерации, выведение отечественного виноделия на мировой уровень».
Чтобы на равных конкурировать с французскими и итальянскими виноделами, Минсельхоз предлагает стимулировать рост «количества мелких фермерских хозяйств и виноделен» и привлекать население «в малое и среднее предпринимательство, направленное на производство авторского вина». Для этого в концепции заявлена масса преференций: упрощение лицензионных требований для малых виноделен, компенсация затрат на закладку виноградников и покупку сельхозтехники, стимулирование винного туризма и даже на рискованные инициативы вроде развития виноградарства на Дальнем Востоке.
Не забыло государство и о своих интересах. «Есть один «сладкий» момент для государства в виноделии — это акциз, благодаря которому регионы очень быстро могут набирать темпы по приросту доходов», — объясняет директор департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза Евгений Ахпашев.
В зависимости от объемов финансирования концепция предусматривает три сценария развития: пессимистичный, базовый и оптимальный, которые обойдутся в 21,4 млрд, 49,3 млрд и 84,6 млрд руб. соответственно. Во всех трех сценариях основная нагрузка (свыше 90%) придется на федеральный бюджет, остальные расходы поделят между собой регионы и частные инвесторы.
Наиболее вероятным сценарием Минсельхоз считает «базовый». При этом прогноз о финансовых результатах программы приводится в концепции только по оптимальному сценарию, согласно которому с 2016 по 2025 год в виде различных поступлений (налоги, пошлины, акцизы и прочие сборы) винная отрасль принесет государству 1,1 трлн руб. (в последние годы «вклад» винных акцизов в бюджет не превышает 10–12 млрд руб.). Чистая прибыль производителей при этом составит 185 млрд руб.
Концепция должна стать первым документом, определяющим развитие винной отрасли в современной России. Ранее поддержка велась нескоординированно и преимущественно на региональном уровне.
Как отметил владелец ростовского хозяйства «Вина Молчанова» Николай Молчанов, «концепция выглядит заманчиво, но в данный момент она имеет скорее символическое значение»: «Прекрасный документ, но как это часто бывает — на бумаге одно, а на практике другое». «Прогрессивным документом» считает идеи Минсельхоза гендиректор компании «Легенды Крыма» Михаил Штырлин. «Например, одна из предложенных мер — возмещение производителю до 80% затрат на закладку виноградников — это очень заманчивое предложение для любого винодела, теперь осталось отладить механизм проведения выплат, который в данный момент хромает», — отмечает собеседник РБК.
Российские вина
В 2015 году в России было произведено 40 млн дал вина, на 25% больше, чем годом ранее, подсчитал Росстат. Объем производства игристых и шампанских вин составил 16 млн дал, увеличившись на 3,3%. Общая стоимость продукции без учета НДС и акцизов составила 46,7 млрд руб. Крупнейшим производителем стал винный холдинг «Ариант», значительную долю продукции которого составляет вино в стеклянных бутылках из собственного российского винограда. Он произвел 37,95 млн л тихих и игристых вин — на 48% больше, чем в предыдущем году. До этого первые позиции в рейтинге крупнейших производителей тихих вин занимали компании, преимущественно разливающие по пакетам импортные виноматериалы. В 2014 году лидером был Минераловодский завод виноградных вин (входит в холдинг «Алвиса») — 32 млн л, за ним следовали Гатчинский спиртзавод с 30 млн л и майкопский завод «Виктория» — 24 млн л.
Заветный акциз
Хотя Минсельхоз только предлагает концепцию к обсуждению, ряд описанных в ней положений уже реализован на законодательном уровне. С 1 января 2016 года вступили в силу поправки к 171-ФЗ, регламентирующему производство алкогольной продукции, согласно которым акцизы для виноделов были снижены с 9 до 5% от стоимости вина. Послабление действует в двух случаях: для крестьянских фермерских хозяйств (КФХ) и для производителей, чье вино обладает защищенным географическим указанием.
В законе КФХ определяются как «объединение граждан», «совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность» в сфере сельского хозяйства. Объем производства вина для них ограничен 50 тыс. дал в год. При этом, чтобы продавать его, КФХ должны получить лицензию в РАР.
В августе 2016 года были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, в результате чего стоимость лицензии снизилась с 800 тыс. до 65 тыс. руб. Очередь за ней, однако, не выстроилась. На текущий момент было подано всего три заявки, и ни одна из них, по данным РАР, пока не одобрена.
«Гаражные» виноделы не готовы выходить из тени, считает директор НМЦ «Лаборатория вина» при Севастопольском филиале МГУ им. Ломоносова Дмитрий Ковалев. «Многих из этих людей устраивают серые и черные схемы реализации своих вин», — объясняет Ковалев.
У «гаражников» своя логика. «Когда начинаешь собирать документы, обнаруживаешь массу нюансов. Нам пришлось нанять юридическую контору, которая на протяжении двух месяцев каждый день занималась только сбором документов», — говорит винодел из Владикавказа Константин Дзитоев, один из тех, кто все-таки подал заявку на регистрацию в РАР.
С ним соглашается председатель Союза виноделов Дона и Волги Николай Молчанов. По его словам, если небольшие виноделы выполнят все требования РАР (сбор необходимой документации, подключение к системе ЕГАИС и т.п.), «сумма вложений, необходимых для начала продаж собственного вина, приблизится к 1 млн руб.».
Не лучше обстоит ситуация и с винами защищенного географического указания, поскольку подтвердить, что они сделаны из винограда, выращенного в конкретном регионе, просто невозможно. Для этого необходимо разработать общероссийский «реестр виноградников».
В пресс-службе Минсельхоза в ответ на запрос РБК подтвердили, что «формирование и ведение реестра виноградных насаждений» предусматривается, но сроков не уточнили.
Председатель совета директоров компании «Шато ле гран Восток» Елена Денисова, возглавляющая рабочую группу по развитию виноделия экспертного совета при РАР, считает, что Минсельхоз занимается формированием реестра «крайне нерасторопно».
Пока защищенное географическое указание своих вин в РАР подтвердили всего две компании — крымские «Коктебель» и «Массандра». Еще ряд производителей полуострова подали заявки, знает председатель Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович. Для Крыма было сделано исключение, поясняет Попович.
Поправки не помогут
Другие изложенные в концепции преференции — вопрос еще более отдаленного будущего, считают опрошенные РБК виноделы. Так, Минсельхоз обещает, что малым виноделам станет проще получать в аренду от государства земли, пригодные для выращивания винограда (речь идет об участках площадью до 30 га). Включение производителей вина в Федеральную программу поддержки малого и среднего предпринимательства, что также предусмотрено концепцией, позволит им претендовать на дополнительное финансирование (в общей сложности в 2016 году на программу было выделено 12,3 млрд руб.), а снятие запрета на продажи вина на продовольственных ярмарках откроет дополнительный канал сбыта, который, например, неплохо используется производителями сыров и меда. Однако для этого вино нужно «окончательно вывести в статус сельхозпродукта», уточняет директор агрофирмы «Золотая Балка» Елена Костенко. Она считает, что поправки к действующему 171-ФЗ здесь не помогут. Данную позицию разделяют и в Минсельхозе, предлагая ввести отдельный закон о вине. Однако данная инициатива не находит поддержки у РАР.