Danone откажется от контроля над российским бизнесом
Что будет с активами крупнейшего производителя молочных продуктов в РоссииФранцузский производитель молочных продуктов Danone начинает процесс передачи бизнеса в России, сообщила в пятницу, 14 октября, компания. В заявлении говорится, что компания приняла решение «инициировать процесс передачи контроля» над бизнесом по производству свежих молочных и растительных продуктов (Essential Dairy & Plant-based).
Такой шаг необходим для того, чтобы в будущем принадлежащие Danone в России предприятия смогли продолжать работу, следует из сообщения. «Danone считает, что это лучший вариант, чтобы обеспечить продолжение местного бизнеса в долгосрочной перспективе для сотрудников, потребителей и партнеров», — подчеркнули в компании.
Закрытие сделки приведет к деконсолидации российского бизнеса, проинформировала Danone, указав, что ее приоритетом в этом процессе остается «ответственность перед местными сотрудниками, потребителями и партнерами». При отказе от российского бизнеса Danone может списать до €1 млрд, отмечается в сообщении.
В рамках предстоящей сделки Danone намерена отказаться от контроля над бизнесом, который приносит ей практически все ее доходы в России. В отчете Danone за первое полугодие говорится, что вклад России в общие продажи группы составил около 5%, при этом 90% продаж в стране приходилось именно на долю молочных и растительных продуктов, относящихся к подразделению Essential Dairy & Plant-based. Это среди прочего молочные продукты таких брендов, как Danone, «Простоквашино», Activia, Actimel, Alpro и другие. Также у компании есть подразделение Nutricia, отвечающее за специализированное питание, куда входят бренды «Малютка», «Малыш» и Nutrilon.
Чем известна Danone
Французская группа Danone работает в России с 1992 года, ее молочная продукция производится на 18 заводах в разных регионах страны. В 2010 году Danone договорилась о слиянии бизнеса с российской компанией «Юнимилк». Объединенный бизнес стал вторым крупнейшим производителем молочных продуктов в стране после «Вимм-Билль-Данна» (эту компанию в 2010 году приобрела за $5,8 млрд американская PepsiCo). Впоследcтвии Danone выкупила доли основателей «Юнимилка» в компании.
В 2021 году Danone была крупнейшим в России переработчиком молока с выручкой 122,7 млрд руб., указано в рейтинге, подготовленном отраслевым изданием Milknews, Национальным союзом производителей молока (Союзмолоко) и агентством Streda Consulting. Вторую строчку рейтинга занимала PepsiCo с выручкой 107,8 млрд руб., а на третьем месте с существенным отставанием шла группа «Молвест» (производит продукты под брендом «Вкуснотеево») с выручкой 38,5 млрд руб. Впрочем, по объемам переработки молока в 2021 году лидировала PepsiCo, которая, согласно данным Центра изучения молочного рынка, переработала в 2021 году более 1,3 млн т. У Danone, которая находилась на втором месте, этот показатель составил 1,1 млн т.
«Данон Россия» входит в перечень системообразующих организаций российской экономики. За девять месяцев 2022 года продажи в России составляли 5% от общих продаж, указано в сообщении компании (цифру она не раскрывает, результаты продаж по итогам третьего квартала Danone опубликует 27 октября).
Как решение повлияет на работу Danone в России
Заявление Danone о передаче контроля над российским бизнесом не повлияет на потребителей, заверил глава Союзмолока Артем Белов. «Потребителя данное заявление никоим образом не затрагивает: компания продолжает операционную деятельность, заводы работают, рабочие места сохранены, продолжаются бесперебойные поставки продукции, поэтому покупатель не заметит никаких изменений», — заявили в Союзмолоке.
Компания является публичной, поэтому она должна предупреждать о своих действиях акционеров, отмечает Белов. По его мнению, решение французской компании «может дать российскому подразделению больше возможностей, однако о чем-то конкретном говорить преждевременно».
В начале марта Danone, как и многие иностранные компании после начала военной спецоперации на Украине, ограничила работу в России. Компания решила приостановить инвестиционные проекты на российском рынке, включая инвестиции в рекламу, а в конце апреля прекратила импорт в страну продукции под брендами Evian и Alpro. Но, несмотря на санкции, Danone пообещала, что продолжит производить в России молочные продукты и детское питание для снабжения местного населения.
В апреле Reuters писал, что Danone рассматривает возможность ухода из России. Однако французская компания тогда заявила, что «останавливать деятельность в России и уходить с рынка» не планирует. Еще в марте французское издание Le Figaro сообщало, что на совещании в Елисейском дворце руководителям французских компаний посоветовали не покидать Россию в спешке, а объявлять о временной приостановке деятельности.
Но из-за приостановки инвестиций у Danone в России возникли сложности: ее российская «дочка» не может закупать оборудование и выводить на рынок новые продукты — «нет ни рекламы, ни промоакций», и это оказывает влияние на деятельность предприятия в будущем, пояснил РБК источник, близкий к компании.
Представитель головного офиса Danone уточнил РБК, что в течение переходного периода компания «продолжит свою деятельность в соответствии с текущей структурой, что означает, что сотрудники Danone в России будут по-прежнему полностью защищены и поддержаны, как и до сих пор».
Кому Danone передаст бизнес
Кому и как именно Danone передаст контроль над бизнесом в России, в сообщении компании не уточняется. Обсуждать процесс трансфера более детально пока еще слишком рано, заявили РБК в пресс-службе головного офиса французской Danone.
«В данный момент нет понятного механизма, как будет реализовано данное намерение — через механизм передачи менеджменту или поиска стратегического инвестора — и когда это может быть сделано», — указал Белов.
После официального заявления французской компании представитель российского офиса Danone провел встречу с контрагентами, на которой сообщил, что покупатель на активы пока не найден, рассказал РБК источник в молочной отрасли. После того как иностранные компании приняли решение приостановить инвестиции в развитие и маркетинг в России, конкурировать с локальными игроками им становится сложно, и в условиях, когда они понимают, что ситуация может не разрешиться в ближайшее время, они вынуждены принимать решения о дальнейшей работе в России, добавляет собеседник РБК.
Передача активов локальному менеджменту Danone не рассматривается, утверждает источник РБК, близкий к компании. По его словам, Danone рассматривает именно продажу российского бизнеса — речь может идти о фонде или крупном непрофильном инвесторе, поскольку «на российском молочном рынке нет игрока, способного купить такой актив». Бизнес Danone относится к стратегическим предприятиям, выпускающим молочную продукцию и продукты для детского питания, и будущий инвестор должен будет сохранить их профиль и обеспечить бесперебойные поставки продукции.
Сделка произойдет не раньше 2023 года, ожидает собеседник РБК. Бизнес Nutricia в России в периметр сделки, по его словам, не войдет — им, как и прежде, будет управлять Danone.
В течение следующих нескольких месяцев, пока не найден покупатель, управление бизнесом молочных и растительных продуктов будет по-прежнему осуществлять Danone, говорит источник, близкий к компании. Продолжит ли Danone после сделки выпускать в России продукцию своих международных марок (к ним относятся бренды Actimel, Activia, «Растишка»), по его словам, пока непонятно — их судьба будет зависеть от условий сделки с инвестором.
Сколько может стоить бизнес Danone
Россия по итогам первого полугодия 2022 года была для Danone пятым крупнейшим рынком, говорится в отчетности группы. Продажи по России Danone не раскрывает, но общая выручка компании от продаж на всех рынках составила во втором полугодии 2022 года €13,3 млрд (1,11 трлн руб. по средневзвешенному курсу ЦБ в январе—июне). Исходя из того что на долю российского рынка приходилось в это время 5% продаж, выручка Danone в России могла составить за этот период около €665 млн (55,5 млрд руб.).
По состоянию на начало 2022 года стоимость бизнеса Danone в России составляла не менее $1,5 млрд — с учетом курса валют на тот момент это около 110–120 млрд руб., оценивает генеральный директор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. «Но сейчас есть существенные дисконты и тот показатель списания около €1 млрд, который зафиксировала компания, поэтому минимальная реалистичная оценка с учетом курса рубля — около 65–70 млрд руб.», — добавляет Бурмистров.
Дисконты на российские активы, по словам Бурмистрова, сейчас очень большие, потому что «много бизнесов в России выставлено на продажу». Основное конкурентное преимущество с точки зрения приобретения активов сейчас — скорость принятия решения: по ключевым сделкам максимум два-три дня, и уже принимается решение о покупателе, добавляет эксперт.
Какие французские компании ограничили работу в России
Среди французских компаний, которые ограничили, приостановили или прекратили работу в России, — авиапроизводитель Airbus. Компания 2 марта прекратила отправку запчастей в Россию и приостановила обслуживание российских авиакомпаний.
В начале марта французская группа компаний LVMH (в группу входят модные дома Christian Dior, Louis Vuitton, Givenchy, Kenzo, Fendi, Marc Jacobs, Sephora) временно закрыла 124 магазина в России из-за «обстоятельств в регионе».
Французский модный дом Chanel также приостановил работу 17 магазинов в России. В компании заявили, что больше не будут доставлять товары, закроют бутики и приостановят электронную торговлю.
Ретейлеры Auchan и Leroy Merlin («Ашан» и «Леруа Мерлен»), которые принадлежат французской семье Мюлье, в начале марта заявили, что не планируют уходить с российского рынка. Но сеть спортивных магазинов Decathlon, которая принадлежит тем же владельцам, в конце марта объявила о приостановке деятельности в России из-за проблем с поставками товаров, вызванных международными санкциями.