Нефтесервисные Halliburton и Baker Hughes начали переговоры о слиянии
Для Halliburton покупка Baker Hughes может стать крупнейшей сделкой за всю историю компании, пишет Bloomberg. Прошлый рекорд Halliburton связан с приобретением Dresser Industries в 1998 году за $8 млрд. Сама компания заявила, что «не комментирует рыночные спекуляции». Baker Hughes же подтвердила факт начала консультаций с Halliburton о возможном объединении их бизнеса. Однако в опубликованном пресс-релизе она предупреждает, что переговоры могут и не привести к слиянию.
Сделке могут помешать американские регуляторы: объединившись, компании будут занимать 39% рынка наземного фрэкинга в США, около 50% в сегменте цементирования скважин [данные аналитиков Spears & Associates]. Но у Halliburton уже есть план, как избежать антимонопольных претензий: компания может продать более 20% активов Baker Hughes, говорят источники агентства. Слиянием Halliburton и Baker Hughes могут заинтересоваться и регуляторы в Европе, Китае, Бразилии и Мексике, где работают обе компании, отмечает Reuters.
Так или иначе, инвесторы обеих компаний позитивно отреагировали на новость. Котировки Baker Hughes выросли более чем на 15%, капитализация компании – почти на $4,4 млрд и составила более $25 млрд. Акции более крупной Halliburton подорожали только на 1%, но к стоимости всей компании это добавило $2,5 млрд – теперь ее рыночная капитализация превышает $45,5 млрд.
Нефтяное пике и российские санкции
Слияние поможет Halliburton и Baker Hughes, чья деятельность во многом пересекается, значительно снизить издержки и справиться с падением цен на нефть, которые уже достигли самого низкого уровня за последние четыре года. Вчера стоимость барреля марки Brent [по фьючерсным контрактам с поставкой в январе 2015 года] опустилась ниже $77. Еще летом Brent торговался на уровне $115 за баррель.
К тому же объединение бизнеса позволит им более успешно конкурировать с Schlumberger – крупнейшим провайдером нефтесервисных услуг в мире по выручке. Halliburton и Baker Hughes занимают второе и третье места по выручке соответственно. Если сделка состоится, они могут обогнать Schlumberger по выручке, но все равно будут существенно уступать лидеру по рыночной стоимости. Выручка Halliburton в 2013 году составила $29,4 млрд, Baker Hughes – $22,4 млрд. У Schlumberger этот показатель достигает $45,3 млрд.
Рыночная капитализация Schlumberger составляет около $125 млрд, тогда как суммарная капитализация Halliburton и Baker Hughes сейчас едва превышает $70 млрд.
Обе компании активно присутствуют на российском рынке. По оценке RBC Capital Markets, у Halliburton на долю нефтесервисных услуг в России приходится 4–5% ее общемировых продаж. Точная цифра для Baker Hughes неизвестна, компания отчитывается в целом по сегменту «Европа, Африка, Россия, Каспий», и на этот сегмент приходится 17% выручки.
Компании заявляют, что западные санкции против России не оказали существенного влияния на их работу. Но еще в мае 2014 года Halliburton была вынуждена приостановить сотрудничество с российской «Газпром бурение» [из-за того что Аркадий Ротенберг – на тот момент основной владелец компании – был внесен в санкционный список США].
Впрочем, компания опровергала появившиеся в прессе сообщения, что из-за санкций она может покинуть Россию. «Мы заинтересованы продолжать нашу деятельность в России, в полном соответствии со всем применимым законодательством, включая установленные текущими санкциями правовые обязательства», – говорилось в сентябрьском заявлении вице-президента Halliburton по России Константина Шилина.