Босов предложил отдать второй тоннель в «узком месте» БАМа за ₽150 млрд
Группа «Сибантрацит» Дмитрия Босова направила в правительство предложение о заключении концессионного соглашения на строительство второго Северомуйского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали (БАМ), сообщил РБК представитель компании. Концессионное соглашение предполагает строительство к 2025 году тоннеля без привлечения бюджетного финансирования с последующей передачей его в собственность государства, добавил он.
Представитель РЖД от комментариев отказался. РБК направил запрос представителю премьер-министра Дмитрия Медведева.
«Сибантрацит», планирующий удвоить добычу угля, давно предлагает РЖД построить вторую очередь Северомуйского тоннеля на БАМ. Компании это нужно, чтобы иметь возможность наращивать экспорт угля в прибыльном восточном направлении. Первый Северомуйский тоннель, открытый в декабре 2003 года, является одним из «узких мест» БАМа, который препятствует росту отгрузки угля. Второй тоннель позволит увеличить провозную способность на БАМе с 16 млн т до 100 млн т грузов и, по оценкам «Сибантрацита», обойдется в 60 млрд руб.
Как рассказали РБК источники, знакомые с условиями предлагаемой концессии, правительству предлагается заключить ее на 10 лет: в течение первых пяти лет компания будет строить тоннель, а следующие пять лет — получать арендные платежи от РЖД. Это подтвердил представитель «Сибантрацита».
В сумме арендные платежи «Сибантрацит» оценивает в 150,7 млрд руб. — это компенсация расходов на строительство. Поскольку компания планирует строить тоннель как за счет собственных средств, так и за счет заемных, то рассчитывает на возврат капзатрат, расходов на обслуживание долга, дохода на предоставленный капитал (15%), налога на прибыль и налога на имущество, перечисляет представитель «Сибантрацита».
По завершении концессии «Сибантрацит» передаст тоннель в собственность государства.
Ранее Институт экономики и развития транспорта (ИЭРТ), который делал для РЖД технико-экономическое обоснование проекта второго Северомуйского тоннеля, оценил его в 261 млрд руб., а сроки строительства — в 10 лет.
Партнер Босова по «Сибантрациту» Александр Исаев в интервью «Коммерсанту» объяснял в июле 2019 года, что скорость и относительная дешевизна проекта в расчетах компании возможна благодаря технологии прорубки тоннеля с двух сторон двумя проходческими щитами. «У нас есть четыре сценария, зависящие от выбора технологических решений, стоимостью от 45 млрд до 51 млрд руб.», — говорил он. В компании неоднократно заявляли, что считают проект окупаемым.
По словам гендиректора агентства «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, ключевой вопрос концессионного соглашения в том, как распределятся риски. «Сейчас оценка и сроки проекта выглядят фантастически хорошо, учитывая, что РЖД планировал построить его за 10 лет. Поэтому представляет интерес, как в соглашении прописаны санкции за просрочку строительства либо удорожание проекта. РЖД также необходимо будет построить сопутствующую инфраструктуру к тоннелю, поэтому вопрос точности сроков для компании критически важен», — отметил эксперт.
В марте Босов написал письмо президенту Владимиру Путину, в котором попросил предоставить «Сибантрациту» право первоочередного провоза 50 млн т угля в год по БАМу и Транссибу на 25 лет в обмен на инвестиции в строительство Северомуйского тоннеля. Однако другие грузоотправители выступили против предоставления приоритета одной компании в доставке грузов. Позднее приоритетный доступ к инфраструктуре РЖД исключил и вице-премьер Максим Акимов.