Sberbank CIB пообещал крупным ретейлерам приток покупателей в кризис
Sberbank CIB, инвестиционное подразделение Сбербанка, в четверг, 15 января, опубликовало обновленный «Потребительский индекс Иванова». «Ивановы», на которых ориентировано исследование – это 2300 горожан трудоспособного возраста, с доходом и уровнем образования, позволяющим отнести опрошенных к среднему классу. На основе ответов респондентов исследователи выводят усредненное консолидированное мнение о потребительских настроениях россиян.
«Инвестиции в цены»
Крупнейшие ретейлеры – «котирующиеся на бирже розничные сети» – смогут усилить свои позиции за счет перетока покупателей из магазинов несетевой розницы, пишут аналитики Sberbank CIB. Сейчас на бирже торгуются акции, например, «Магнита», группы «Дикси» (сети магазинов «Дикси», «Виктория»), X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Ленты» и «О'Кей». Такие компании смогут сохранять комфортные для среднего класса цены за счет больших возможностей при работе с поставщиками, это приведет к «значительному росту трафика в ближайшей операционной отчетности». Пока единственным из публичных ретейлеров отчитался «Магнит»: согласно неаудированным данным, количество его покупателей в декабре к аналогичному месяцу 2013 года увеличилось на 20,40%, до 282,35 млн, а в целом за IV квартал – на 19,54%, до 785,28 млн. В том числе из-за этого, выручка «Магнит» за месяц подросла на 37,3%, до 87,356 млрд руб., за квартал – на 35,68%, до 220,433 млрд руб.
Росстат в понедельник, 12 января, подтвердил данные по инфляции в России в прошедшем году: впервые с 2008-го годовой показатель стал двузначным и достиг 11,4%. При этом цены на продовольственные товары с начала года выросли больше остальных категорий – на 15,4%. По наблюдениям Ивановых, общая продуктовая инфляция ускорилась до 14,9%, пишет Sberbank CIB, при этом отпускные цены в магазинах крупнейших ретейлеров «оставались значительно ниже, их годовой рост составил 8,9–9,6%, что отражает осуществление ретейлерами инвестиций в цены. «По динамике инфляции крупные сети выглядят лучше рынка в целом (на 5–6%), что дает их покупателям возможность тратить меньше, чем клиентам других магазинов, при сохранении прежнего уровня потребления», – заключают аналитики.
К прошлому кризису крупный ретейл был готов меньше, но в этот раз у него есть все шансы перетянуть аудиторию к себе, считает гендиректор «InfoLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. «Сейчас эти торговцы более технологичны, имеют огромную закупочную силу, а значит в большей степени низкая цена финансируется поставщиками», – говорит Бурмистров. Сети могут позволить себе медленно пересматривать цены, и получать маркетинговые инвестиции от производителей и поставщиков.
«Ретейл не готов моментально принимать новые закупочные предложения от поставщиков именно из соображений сдерживания цен на полке. И в актуальных экономических условиях искушенный потребитель может оценить преимущества сетевой торговли», – подтверждает представитель «Дикси» Екатерина Куманина.
Потребление за счет сбережений
Общая макроэкономическая неопределенность, валютная волатильность, опасения потерять работу заставили россиян в декабре включить режим тотальной экономии: как сообщается в исследовании, именно в последний месяц 2014 года доля покупателей, чувствительно реагирующих на колебания цен, увеличилась до 73% с 69% в сентябре. Стараются меньше тратить на товары повседневного спроса 60% потребителей, 28% респондентов признают, что за последние три месяца года сократили расходы на товары, не являющиеся предметами первой необходимости. В первую очередь они отказываются от посещения кафе и ресторанов – эту статью затрат урезало 70% опрошенных, затем уменьшают расходы на развлечения (63%) и отдых (50%). При этом расходы семейного бюджета на покупку продуктов меньше не стали – на это уходит по-прежнему 38% личных доходов представителей среднего класса.
Ивановы пытались хеджировать инфляционные и валютные риски покупкой товаров длительного пользования, которые не были запланированы в семейном бюджете еще долгое время, говорится в исследовании. Около 15% опрошенных приобрели бытовую технику или электронику, 10% купили одежду, 4% – машину.
Непредвиденные расходы отразилось на их накоплениях «на черный день». Кто-то вообще потратил все – доля Ивановых, не имеющих сейчас сбережений, равняется 42% против 37% в середине 2014-го. Доля месячного дохода, откладываемого на «черный день», сократилась с 8,9% в третьем квартале до 8,3% в четвертом, то есть россияне финансируют текущее потребление за счет сбережений, делают вывод аналитики.
По данным исследования Sberbank CIB, россияне с середины осени начали делать продовольственные запасы, это «может привести к снижению спроса в первом полугодии 2015-го». «Ничего кардинального, говорящего о том, что покупатели делали или делают запасы, мы не фиксируем. Во-первых, в IV квартале свою роль сыграл «гречневый эффект», во-вторых, традиционный высокий сезон с его предпраздничными закупками и приготовлениями. В структуре же спроса в целом по Х5 мы не отмечаем каких-то аномальных показателей массовой закупки продуктов длительного хранения или ажиотажный спрос», – говорит представитель X5 Владимир Русанов.