Олег Дерипаска начнет собирать автомобили в Иране
Группа ГАЗ может локализовать производство своей продукции в Иране в 2017 году. Об этом журналистам сообщил президент группы Вадим Сорокин в кулуарах Российского автомобильного форума, подтвердив, что в качестве одного из партнеров по проекту рассматривается иранская автомобилестроительная компания Iran Khodro. В Iran Khodro не ответили на запрос РБК.
В декабре 2016 года представители ГАЗ, корпорации «Русские машины» (через нее «Базэл» владеет ГАЗ) и муниципалитеты четырех городов Ирана — Тебриза, Караджа, Кума и Урмии — подписали меморандум о поставках 900 автобусов для обновления парков общественного транспорта городов. В ходе встречи российская и иранская стороны обсудили возможность поставки машинокомплектов после организации сборки техники в Иране.
В январе 2017 года в интервью телеканалу «Россия 24» Олег Дерипаска сообщал, что ГАЗ решил подождать с выходом на рынок Ирана пару лет из-за возможного пересмотра политики США в отношении Ирана.
Сегодня, по словам Сорокина, весь вопрос — в определении партнера на иранском рынке. «Мы работаем с несколькими компаниями в Иране, и я думаю, что мы в ближайшее время окончательно определимся и с партнером, и с площадкой, где будет происходить сборка этих автомобилей», — сказал Сорокин, уточнив, что в приоритете рассматривают сборку автобусов и LCV на одной площадке. «Очень бы хотелось начать (поставки машинокомплектов и сборку автобусов) в этом году», — добавил Сорокин.
По словам директора ГК «РусИранЭкспо» Александра Шарова, продукция ГАЗ широко востребована на рынке Ирана. «Если интересы ГАЗ будут защищены иранскими законами, то они смогут работать так же успешно, как Peugeot и Renault. Если они будут выступать как иностранный инвестор, то их будет ждать иная судьба», — заключил он.
Помимо активности в Иране в 2017 году группа ГАЗ планирует возобновить сборку техники в Турции. В 2012 году ГАЗ договорился с турецкой компанией Mersa Otomotiv об организации дистрибуции и сборки «ГАЗелей» в Турции. Однако, по словам Сорокина, во время кризиса в отношениях между Россией и Турцией бизнес был заторможен. «Сейчас мы активизируем его обратно, отправляем туда уже людей и восстанавливаем полный цикл производства машин», — уточнил он.
В планах группы расширить линейку производимых в Турции автомобилей, включив в нее «цельный металл» («ГАЗель Next»). До этого компания изготавливала в Турции только бортовые машины. «Было бы здорово, если бы продали 500 штук в этом году в Турции», — отметил Сорокин.
По словам аналитика «ВТБ Капитала» Владимира Беспалова, турецкий рынок остается высококонкурентным. «У ГАЗ есть возможности присутствовать на этом рынке, но, по моему мнению, он останется нишевым игроком в силу высокой конкуренции», — добавил он.
Помимо Турции и Ирана компания в перспективе рассматривает выход во Вьетнам и Египет. «Мы хотим работать во Вьетнаме и Египте, но пока конкретных договоренностей нет», — уточнил Сорокин.
20 февраля стало известно, что группа ГАЗ может организовать сборку микроавтобусов на Самаркандском автомобильном заводе в Узбекистане. «Со стороны руководителей Республики Узбекистан было заявлено, что они не видят никаких препятствий реализации такого проекта», — приводятся слова заместителя министра промышленности и торговли Виктора Евтухова в сообщении ведомства. Представитель ГАЗ сообщил РБК, что детали по Узбекистану пока не раскрываются.
По словам Беспалова, в Европе достаточно жесткие требования, поэтому там трудно наладить дистрибуцию. «В этом случае восточные рынки более привлекательны для российских автопроизводителей», — добавил он.