Госдума резко ограничит права торговых сетей вопреки позиции Белого дома
Яровая получила поддержку
В четверг комитет по экономполитике Госдумы одобрил к принятию проект поправок в закон «О торговле», подготовленный группой депутатов во главе с Ириной Яровой, сообщил РБК источник в Госдуме, присутствовавший на заседании.
«Комитет <...> поддерживает концепцию проекта <...> и при условии последующей его доработки предлагает принять в первом чтении», — говорится в заключении комитета (есть в распоряжении РБК). По данным заместителя председателя комитета по экономполитике и предпринимательству Госдумы Виктора Звагельского, рассмотрение поправок Госдумой в первом чтении назначено на 19 мая. Это подтверждает и другой собеседник РБК в Госдуме.
Поправки в закон «О торговле», которые 21 января были внесены группой сенаторов и депутатов во главе с Ириной Яровой, содержат гораздо более жесткие ограничения для сетей по сравнению с теми, что сейчас предусмотрены действующей редакцией закона. Самые болезненные из них для ретейлеров — снижение максимального разрешенного размера ретробонуса (премии за объем продаж, выплачиваемые поставщиками магазинам) с 10% до 3% суммы поставки и запрещение любых дополнительных выплат сетям со стороны поставщиков. Про последнюю поправку в отзыве комитета отмечается, что она «позволит серьезно ограничить произвольные действия и злоупотребления со стороны торговых сетей». Кроме того, проект Яровой предполагает, что отсрочка платежей поставщикам должна сократиться с десяти до пяти дней за скоропортящиеся товары, с 30 до 20 дней — за товары со сроком хранения до одного месяца, с 45 до 35 дней — за товары длительного хранения.
Еще раз обсудить и доработать комитет предлагает часть поправок, касающихся услуг по продвижению товаров и бонусов поставщиков сетям (проект предлагает запретить взимать за такие услуги плату с поставщиков). Поскольку само понятие услуги по продвижению товаров впервые будет введено в текст закона, в комитете считают, что следует уточнить его составляющие. В окончательной версии проекта поправок под «продвижением товара» понимается реклама, специальные выкладки на полке, исследования потребительского спроса, логистические услуги либо иная деятельность.
Члены комитета считают, что все эти действия являются частью процесса торговли и их невозможно выделить в отдельную группу услуг. Поэтому, счел комитет, если авторы поправок внесли это определение, чтобы предотвратить навязывание поставщику определенных действий, то его стоит закрепить не в понятийном аппарате, а в статьях 9 и (или) 13 закона «О Торговле», перечислив как недопустимые действия.
Наперекор правительству
Комитет одобрил поправки Яровой, несмотря на отсутствие официального отзыва правительства и возражения представителя Минпромторга, сообщившего депутатам о существовании правительственного проекта на ту же тему, согласованного всеми заинтересованными сторонами на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича 16 апреля. Члены комитета пришли к выводу, что отзыв правительства на этот проект не требуется. «О существовании другого проекта авторам инициативы было сказано, но они настояли на рассмотрении своего, комитет не мог им в этом препятствовать», — сказал председатель комитета, депутат-эсэр Анатолий Аксаков. Никаких объективных препятствий для принятия документа в первом чтении нет, замечания не носят концептуального характера и могут быть учтены ко второму чтению документа, заявил соавтор инициативы, заместитель председателя комитета Виктор Звагельский.
Согласованный на совещании у Дворковича проект на 90% совпадает с депутатским, но имеет несколько отличий, пояснил директор профильного департамента Минпромторга Денис Пак. Так, в правительственном проекте отсутствуют самые одиозные пункты — об изменении предельных размеров ретробонусов, изменении сроков отсрочки платежей, введении нового вида административного наказания — дисквалификации должностных лиц торговых организаций. Проект готов и в целом согласован, добавил Пак. Позиция Минпромторга, представители которого считают, что слишком жесткое регулирование отношений в этой сфере только навредит, остается неизменной.
Один из соавторов депутатского законопроекта, депутат-единоросс Надежда Школкина заявила, что знакома с правительственным проектом, но не поддерживает его, поскольку перечисленные различия концептуально изменяют суть проекта.
Источник РБК в правительстве называет решение комитета неожиданным: по его словам, все заинтересованные стороны уже достигли договоренности о том, что приниматься будет правительственный проект, а не депутатский. На вопрос, возможно ли совмещение двух проектов, если они по большей части совпадают, собеседник ответить затруднился.
Школкина утверждает, что рекомендация принять законопроект в варианте группы Яровой согласована с премьером Дмитрием Медведевым.
В аппарате Аркадия Дворковича не смогли прокомментировать судьбу законопроекта.
Отрасль просит саморегулирования
«Мы по-прежнему считаем, что саморегулирование — это эффективный и оптимальный способ взаимоотношений на рынке сегодня, который уже доказал свою состоятельность. Необходим взвешенный комплексный подход, радикальные меры должны быть тщательно изучены всеми сторонами с точки зрения последствий для всех игроков отрасли», — прокомментировал внесение поправок Яровой представитель крупнейшего российского ретейлера, «Магнита». Поставщики, по словам главы Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, продолжат работать с депутатами, с тем чтобы внести дополнительные изменения в законопроект ко второму чтению. Например, в вопросе сокращения срока отсрочки платежей, по его словам, поставщики готовы сохранить существующие нормы. «Но нужно точно прописать в законе, с какого момента начинается отсчет, иначе изменения в закон будут бессмысленными: сети смогут по-прежнему затягивать сроки», — пояснил Юшин.
Если говорить с позиции защиты интересов поставщиков, то ключевой пункт законопроекта Ирины Яровой — ограничение ретробонусов 3% суммы поставки, говорит глава ассоциации «Союзмолоко» Андрей Даниленко. «Малым и средним поставщикам бывает выгодно оплачивать сетям выполнение каких-то услуг, и потому этот пункт требует детальной проработки, чтобы не лишать их этой возможности», — указывает он. При этом Даниленко отмечает, что, как бизнес-омбудсмен, он понимает тревогу сетей по поводу дисквалификации работников торговли за нарушения, а также вопроса о сокращении сроков оплаты для поставщиков, поскольку это означает для них дополнительные потери оборотного капитала.