Путин раскритиковал чиновников за препятствия для инвесторов порта Тамань
«Я помню, что у нас была дискуссия: либо вкладывать бюджетные деньги в строительство нового порта [в Тамани], либо помочь инфраструктурой частному инвестору. И тогда мы приняли решение [...] не лучше ли и не эффективнее ли помочь частному инвестору, который доверяет российскому государству, вкладывает миллиарды долларов», — заявил президент Владимир Путин на заседании президиума Госсовета в Крыму, передает «Интерфакс».
Новый терминал по перевалке угля, железной руды, минеральных удобрений и серы в порту Тамани строит Объединенная транспортно-экспедиторская компания (ОТЭКО), которая подконтрольна бельгийскому предпринимателю с русскими корнями Мишелю Литваку. По словам представителя компании, в новый терминал она вложит не менее $2 млрд. В июне 2016 года «дочка» ОТЭКО — «Таманьнефтегаз» — также подписала концессионное соглашение с Федеральным агентством железнодорожного транспорта о строительстве 3,5 км железнодорожных путей до этого порта, которое потребует еще 362 млн руб.
Но компания до сих пор не получила разрешения на строительство этой железной дороги. «Документально препятствия сняты, но разрешение фактически еще не получено», — доложил министр транспорта Максим Соколов. «Проблема есть, если до сих пор не подписано, — возмутился Путин. — Можно «выкатить» инвестору такие условия, что он никогда не подпишет [контракт на строительство этих железнодорожных путей], потому что это означает, что он только веревку должен принести сам, чтобы его повесили».
Путин поручил Соколову и губернатору Краснодарского края Вениамину Кондратьеву «довести дела до конца». Соколов, в свою очередь, заверил президента, что если ОТЭКО подпишет дополнительное соглашение, то разрешение на строительство она получит «буквально завтра».
Представитель ОТЭКО не стал комментировать проблемы с допсоглашением и разрешением на строительство железнодорожных путей. Представитель Минтранса утверждает, что все соглашения готовы, никаких разногласий нет: «Просто еще не произошло само подписание».
У профильных ведомств было достаточно времени, чтобы подписать все нужные соглашения по этому проекту, считает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. «Любое концессионное соглашение может иметь множество нюансов, но совершенно непонятно, почему Минтранс тормозит частные инвестиции в инфраструктуру», — удивляется он.
Компания Литвака, которая работает в Тамани больше десяти лет, построила в этом порту терминалы по перевалке нефти, сжиженного природного газа (СПГ) и мазута. Свои инвестиции в портовую инфраструктуру юга России по состоянию на 2015 год она оценивает в $2 млрд, говорится на ее сайте. «Все, что мы строим, мы строим без привлечения бюджетных средств», — говорил Литвак на совещании по развитию портов Азово-Черноморского бассейна в сентябре 2014 года, которое также проводил Путин. Тогда президент также давал поручение чиновникам взять под особый контроль тему согласования развития инфраструктурных проектов.
В прошлом году ОТЭКО экспортировала 8% российских сжиженных углеводородов через свой терминал в этом порту в Польшу и Турцию, утверждает представитель компании. В будущем она планирует значительно расширить перевалку за счет стального проката, а также погрузки и разгрузки контейнеров.