Россия и Египет договорились возобновить регулярное авиасообщение
В Египет в феврале
В пятницу, 15 декабря, в Москве министр транспорта России Максим Соколов и министр гражданской авиации Египта Шериф Фатхи подписали межправительственный протокол о сотрудничестве в сфере обеспечения безопасности гражданской авиации, который вступит в силу через 30 дней, сообщила пресс-служба российского Минтранса.
Документ разрешает начать все необходимые двусторонние действия по возобновлению полетов. «Это первый шаг к возобновлению воздушного сообщения между нашими странами, который позволит, вполне возможно, начать осуществление полетов в Каир уже в феврале следующего года», — заявил Соколов, слова которого приводятся в пресс-релизе.
Возобновлению сообщения предшествовал визит президента Владимира Путина в Египет 11 декабря. «Египетская сторона проделала большую работу по повышению уровня безопасности в аэропортах. Службы безопасности России доложили мне о том, что в целом мы готовы к открытию прямого авиасообщения между Москвой и Каиром», — заявил Путин по итогам встречи с президентом Египта Абделем Фаттахом ас-Сиси.
Регулярные рейсы между странами выполняли национальные перевозчики — «Аэрофлот» и EgyptAir.
Как сообщил в пятницу Соколов, «Аэрофлот» уже начал подготовку пакета документов для возобновления рейсов в Каир. «Я уже лично говорил об этом с генеральным директором «Аэрофлота» Виталием Савельевым, — сказал он. — Надо целую серию контактов: с хендлинговыми организациями, топливо-заправочными комплексами, возобновить работу представительства. Эта работа уже ведется», — сказал министр в интервью телеканалу «Россия 24».
Представитель «Аэрофлота» заявил РБК, что компания проведет все необходимые процедуры для возобновления полетов в установленные сроки. Представитель EgyptAir не ответил на запрос РБК.
Задача на следующий год
Соколов сказал, что вопрос возобновления полетов на курорты Египта — это задача на 2018 год: «Что касается аэропортов в курортных городах Шарм-эш-Шейх и Хургада, то здесь есть еще над чем поработать, это задача на следующий год». Россия и Египет в апреле обсудят восстановление авиасообщения по чартерным направлениям, уточнил Фатхи после завершения переговоров. «Мы также условились продолжить свои контакты весной, примерно в апреле месяце, будем продолжать свои переговоры относительно решения по остальным аэропортам Египта», — заявил он журналистам (цитата по «РИА Новости»).
Участники туристического рынка говорят, что до возобновления чартеров не будут предлагать туры через Каир. Например, «Пегас Туристик» не будет предлагать своим клиентам туры в Египет на базе регулярной авиаперевозки в Каир с дальнейшим трансфером до курортов, поскольку такой продукт просто не будет востребован», — заявила РБК генеральный менеджер туроператора «Пегас Туристик» Анна Подгорная.
Представитель туроператора Tez Tour Лариса Аханова говорит, что, по их оценкам, туры на курорты Египта через Каир не будут востребованы. «Во-первых, недостаточное количество регулярных рейсов в Каир. О серьезном потоке тут не может быть и речи. Во-вторых, эти рейсы будут востребованы теми, кто летит в Египет по делам, и теми, кто там живет. Соответственно, туроператорам досталось бы очень мало мест на этих рейсах», — отмечает она. К тому же, по ее словам, прямой перелет Москва — Каир будет недешевым — порядка $600 туда-обратно плюс $150 перелет до курорта и другие траты. При этом до запрета авиасообщения, отмечает она, недельный тур в Хургаду с проживанием и перелетом стоил $500.
До прекращения авиасообщения в 2015 году Египет был самым массовым зимним направлением для российских туристов. Наибольший турпоток в эту страну приходился на октябрь—ноябрь, свидетельствуют данные Центрального агентства общественной мобилизации и статистики Египта. В частности, в октябре 2014 года страну посетили 350 тыс. россиян, в ноябре — 310 тыс., в декабре — 199 тыс., в январе 2015 года — 176 тыс. Всего в 2014 году в Египте побывали 3,1 млн россиян, за 11 месяцев 2015 года — 2,4 млн.
Авиасообщение между Россией и Египтом было приостановлено в конце 2015 года, после того как 31 октября после вылета из аэропорта Шарм-эш-Шейха в воздухе взорвался самолет авиакомпании «Когалымавиа». В катастрофе, признанной терактом, погибли 217 пассажиров и семь членов экипажа. Для возобновления авиасообщения Россия потребовала от Египта усиления мер авиационной безопасности. В ходе расследования авиакатастрофы было установлено, что для закладки бомбы на борту A321 террористы привлекли сотрудника сервисной службы аэропорта: пакет со взрывчаткой был занесен в отсек первым, а затем его скрыли, заложив детскими колясками и мебелью.
После теракта Россия и Египет несколько лет вели переговоры о возобновлении полетов. Российская сторона направляла в Каир мониторинговую группу для проверки безопасности аэропорта Каира.
Соглашение о возобновлении полетов могло быть подписано еще в начале 2017 года. «Январь 2017 года для открытия регулярного сообщения с Каиром — это весьма вероятный срок», — говорил Соколов журналистам в декабре 2016 года (цитата по «Интерфаксу»). Тогда министр сказал, что российская сторона направила свои замечания Египту и там согласились их учесть. Однако Египет тогда так и не подписал протокол безопасности, и ситуация оказалась в подвешенном состоянии.
Авиасообщение России с Египтом было приостановлено после взрыва на борту Airbus A321 российской авиакомпании «Когалымавиа», следовавшего из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. В результате теракта, произошедшего 31 октября 2015 года над Синайским полуостровом, погибли 224 человека. Уже 6 ноября Россия из соображений безопасности прекратила авиасообщение с арабской страной. А к концу месяца Ростуризм завершил программу по возвращению из Египта около 90 тыс. туристов. Багаж российских граждан доставляли отдельными рейсами.
Требования российских властей
Через месяц после прекращения авиасообщения Владимир Путин заявил, что такое решение не связано с недоверием к египетскому руководству: «Как только мы отработаем механизмы обеспечения безопасности, мы снимем ограничения», — заявил российский президент. Он также отметил, что на каждом этапе контроля египетских аэропортов Россия должна иметь своих представителей. «От момента посадки в самолет до момента отлета, отгрузки, питания», — подчеркнул Путин.
В марте 2016 года после встречи со своим египетским коллегой глава российского МИДа Сергей Лавров заявил, что возобновление сообщения между странами не займет много времени. Уже в августе 2016 года власти Египта уведомили российский Минтранс о том, что каирский аэропорт соответствует требованиям безопасности.
Сложности в переговорах
Однако несмотря на то, что уже в январе нынешнего года вице-премьер Аркадий Дворкович назвал решение «близким», процесс затянулся. Так, в мае в СМИ со ссылкой на источники появилась информация об отказе Египта пускать российских контролеров в свои аэропорты. Пресса писала, что официальный Каир не соглашался подписывать совместный протокол по авиабезопасности, который предполагал наличие в египетских аэропортах «специалистов российского юридического лица». Официально эту информацию ни одна сторона не комментировала. Позже, впрочем, о желании восстановить сообщение с Египтом заявил Владимир Путин, в Минтрансе добавили, что теоретически это возможно сделать до конца года.
Потери Египта
Основные потери туристической отрасли Египта пришлись на 2016 год и были вызваны не только закрытием авиасообщения с Россией — полеты приостанавливали и другие страны. Председатель управления по развитию туризма Хишам Ельдемери рассказывал, что по сравнению с 2015 годом турпоток упал на 45%. Однако в текущем году отрасли удалось добиться серьезных успехов, несмотря на новые теракты в стране: по итогам девяти месяцев доходы от туризма выросли на 211% и составили $5,3 млрд (за весь предыдущий год эта сумма равнялась $3,4 млрд).
Что касается приезжих из России, то, несмотря на отмену прямого авиасообщения, некоторые российские туристы по-прежнему посещают Египет. В сентябре 2017 года глава египетской службы по развитию туризма сообщил, что с начала года в страну въехали 75 тыс. россиян.