«Яндекс» объяснил сотрудникам причины продажи «Дзена»
«Если «Яндекс» хочет продолжать быть технологической большой компанией, ему придется на чем-то сфокусироваться, на чем-то, что ни при каких условиях не может быть как-либо политизировано», — заявил в среду, 16 марта, на встрече с сотрудниками «Яндекс.Дзена» глава сервиса Антон Фролов (РБК удалось ознакомиться с содержанием встречи).
«Зурал» (так в компании называют общение топ-менеджмента этого направления с командой; на текущей встрече, как озвучивали ее модераторы, присутствовали 463 человека) был посвящен обсуждению продажи сервисов «Яндекс.Дзен» и «Яндекс.Новости». О подготовке этой сделки стало известно накануне. Как рассказывали источники РБК, претендентов на проекты несколько, но наиболее вероятный — холдинг VK. На текущий момент стороны официально переговоры не прокомментировали.
«Яндекс» больше не может внутри себя дальше заниматься разными контентными проектами. Для нас это значит, что и «Дзену», как и «Новостям», придется это делать в каком-то другом месте. Наиболее вероятный вариант — это продажа какой-то другой компании», — объяснил Фролов.
Как заявил топ-менеджер, «за последний месяц правила ведения бизнеса в России переопределились и для «Яндекса» сейчас экзистенциальный вопрос — что делать дальше?»: «В текущих условиях невозможно одновременно продолжать заниматься контентными и информационными сервисами, которые влияют на большое количество людей, и не попадать под разные виды давления как с внутренней стороны, так и с внешней».
РБК приводит ключевое из ответов топ-менеджмента компании в рамках встречи и вопросы сотрудников.
Детали сделки
«Переговоры [о продаже сервисов] начались дни назад. <...> Любой процесс покупки — это довольно дорогая операция, и это занимает месяцы как минимум. Поэтому ближайшие квартал-полгода наше целеполагание в плане продуктовых фич, KPI и прочего никак не меняется. Наша цель <...> — сделать максимально крутую контентную платформу <...>, чтобы в сделке наши позиции были максимально сильными. Чем более сильными будут наши позиции, тем более достойную компенсацию получат все сотрудники».
«Обсуждается не просто сделка, ищется вариант: как команда «Дзена», которая строит из российских игроков самую крутую и перспективную контентную платформу, может эту задачу, эту мечту реализовать и победить тех ребят, которые сейчас являются чемпионами в России. Один из вариантов — это сделка. <...> «Дзен» — это довольно лакомый кусочек, и «развод» [с «Яндексом»] происходит не потому, что что-то не так с перспективами «Дзена» в контентном бизнесе, с его ростом или его бизнес-моделью, а просто потому, что «Яндекс» будет концентрироваться совсем на других бизнесах <...>. Сейчас у нас в переговорах достаточно сильная позиция, «Дзен» все хотят, и ключевое условие — чтобы мы стали центральным продуктом в другом месте. И все, что там есть, — нас усиливало, а не ослабляло».
«Яндекс.Дзен» был запущен в 2017 году, является сервисом персональных рекомендаций и издательской платформой, где можно размещать публикации, находить аудиторию и зарабатывать на рекламе. «Дзен» изучает интересы пользователей и подбирает для каждого индивидуальную ленту рекомендаций. По итогам 2021-го у «Дзена» было 22,3 млн активных пользователей в день, что на 10% выше, чем по итогам предыдущего года. Плановая выручка «Дзена» в четвертом квартале прошлого года составила 18,9 млрд руб.
Кто будет покупателем, в ходе встречи ни Фролов, ни другие топ-менеджеры не отвечают однозначно, хотя прямые вопросы об этом во время встречи звучали. При этом Фролов, отвечая на вопрос сотрудника, зачем VK нужен «Дзен», подчеркивает, что VK — это все же соцсеть, а не блог-платформа.
«Не переживайте — очередь [из покупателей] стоит за «Дзеном», потому что все понимают, что это единственный продукт, на основе которого можно действительно построить конкурента западным аналогам <...>. Желающие есть, и не один».
Невозможность выделить «Дзен» в отдельную компанию (как альтернативный сценарий сделки) Фролов объяснил тем, что в этом случае «надо самому строить очень мощную защиту от давления со всех сторон», а это «не очень понятно, как сделать».
«Эта конструкция («Дзен». — РБК) — она дорогая, и за нее кто-то должен заплатить в нашей стране. Ровно с ними и идут переговоры, [с теми], у кого есть деньги».
«Дзен» — классный бизнес, но для того, чтобы стать большими, нам нужны инвестиции, и эти инвестиции «Яндекс» сейчас дать не может. Поэтому нужен крупный инвестиционный партнер, который сможет нам помочь расти, иначе мы останемся того размера, который есть, а не того, какого хотелось бы быть <...>. Сейчас то время, когда происходит радикальное изменение рынка. И, конечно, сейчас надо пожинать плоды этого изменения».
На вопрос, какой план, если «Дзен» не продают, Фролов ответил: «Искать дальше покупателя». «А может, ситуация для ведения бизнеса изменится или с экономикой что-то станет. Мы пока решили решать проблемы по мере их поступления», — добавил он.
Изменятся ли контент «Дзена» и технологии
«Мы будем искать в любом случае максимальные компромиссы, при которых можно делать контентно-рекомендательные системы в текущей политической ситуации, — такой фразой Фролов ответил на вопрос от сотрудника, станет ли сервис «политизированным в том смысле, что ориентированным на интересы государства». — «Яндекс.Музыка» может быть политизирована значительно меньше, чем статьи и видео, поэтому «Музыка» остается в «Яндексе».
«Нет ответа, когда точно включим [рекомендательную ленту] (была отключена в начале марта из-за переизбытка политического контента. — РБК), но с самого начала мы рассчитывали не больше чем на месяц выключить. <...> Ключевое условие «развода», что мы вместе с «Яндексом» придумаем, как сохранить аудиторию, трафик в текущем продукте <...>. Цель «Яндекса» — не отсвечивать. Невозможно не отсвечивать, когда у тебя на какой-то странице огромное количество трафика, за который ты отвечаешь. В этом плане трафик выгоднее передать «Дзену».
«Никакого финального решения — как это произойдет — у нас нет. Невозможно взять и распилить «морду» (имеется в виду главная страница «Яндекса». — РБК) на две части и сказать: вот это мы продали, а вот это оставили <...>. Как мы это сделаем — мы не знаем».
Вопрос, будет ли ребрендинг «Дзена», пока не решен.
Что будет с сотрудниками проекта
«При «разводе» с «Яндексом» мы бы очень хотели, чтобы вы (дизайнеры проекта «Дзен». — РБК) пошли за нами. Но при этом никого наручниками невозможно удержать, в любой момент будет открыта ротация. <...> Нет никакого специального «окна возможностей»: что сегодня можно ротироваться, а через месяц — нельзя. Ротация открыта, как и в любое другое время в «Яндексе». При этом надо понимать, что сейчас объективно очень хреновое время для ротации — как внутренней, так и где-то снаружи поискать».
Один из сотрудников поинтересовался, что делать тем, кто «совершенно точно не хочет работать в VK». Четкого ответа на этот вопрос у топ-менеджмента не было, они пообещали «держать в курсе» и призвали не ставить «ротационных тикетов»: «Во-первых, и «Яндексу» надо переконфигурироваться с уходом «Дзена» и «Новостей», в случае если это происходит. Во-вторых, нам самим надо четко понять, как все будет происходить».
«Для себя я принял решение: новую историю возглавить, — рассказал Фролов. — Потому что для меня всегда было амбицией все это сделать очень мощной контентной платформой. Да, в последнее время в стране бизнесом заниматься, скажем так, сложнее. Но, как показывают международные аналоги, даже в очень сильно зарегулированных и политизированных системах, как Китай, возможно сделать какой-то WeChat».
Один из сотрудников в вопросе указал, что если в «Дзене» многие работают «за идею» и «за продукт», а не только за компенсацию, то в VK мотивация ограничится только вознаграждением. Фролов пообещал, что сотрудники «Дзена» выиграют в компенсации в рамках сделки: «Но мы все должны продолжать за идею работать, вне зависимости от того, куда мы поедем, потому что наша цель не VK какой-то сделать, а наша цель не меняется — сделать самую главную в России контентную платформу».
Сотрудники в рамках встречи предложили «продаться Twitter». Никто из топ-менеджмента это предложение не прокомментировал.