Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

ОТЭКО начал восстанавливать перевалку угля в Тамани после снижения ставок

ОТЭКО в мае перевалит около 1 млн т угля на терминале навалочных грузов в Тамани
Терминал ОТЭКО в Тамани наращивает перевалку угля после объявленного угольщиками бойкота в феврале 2024 года, пересмотра тарифов и возобновления отгрузок. В мае обработка грузов в порту составит около 1 млн т, в июне — 2–3 млн т
Распадская RASP ₽403,1 +0,05% Купить
Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости
Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости

ОТЭКО возобновил перевалку угля на своем терминале в Тамани после бойкота угледобывающих компаний, объявленного стивидору в феврале 2024 года из-за высоких тарифов на его услуги. По итогам мая отгрузка топлива в адрес порта может составить около 1 млн т, сообщили РБК в пресс-службе ОТЭКО. Такие данные подтвердили и в РЖД — сейчас холдингом согласовано 825 тыс. т угля к перевозке, однако это все еще ниже уровня прошлого года, когда поставки на терминал в мае составили 2,2 млн т.

«РЖД фиксируют постепенное восстановление спроса на перевозки каменного угля в направлении Тамани. Это должно оказать положительное влияние как на общий объем погрузки на сети, так и на распределение загрузки между разными экспортными направлениями», — уточнил представитель РЖД. По его словам, со стороны компании нет никаких ограничений в приеме груза к перевозке, все заявки согласовываются после подтверждения портом.

Переговоры по согласованию дополнительных объемов продолжаются, сказал РБК представитель ОТЭКО. «Ожидаем, что позитивная тенденция к увеличению объемов поставок сохранится и в июне», — добавил он.

Правительство отменило экспортные пошлины на уголь до конца августа
Экономика
Фото:Владимир Гердо / ТАСС

В июне объем поставки угля в адрес Тамани по железной дороге может составить 2–3 млн т, полагают в отраслевом консалтинговом агентстве Neft Research. По данным агентства, среди грузоотправителей, направляющих свою продукцию на терминал ОТЭКО в мае этого года, — «СДС-Уголь», Распадская угольная компания и «Талтэк», а также «Шахта Сибирская» (входит в группу компаний «Алиот»), «Сила Сибири», «Мелтэк», угольная компания «Сибирская» и «Разрез Инской».

Источник в ОТЭКО подтвердил, что указанные компании отгружают продукцию на терминал. Представитель Распадской угольной компании также подтвердил РБК «факт отгрузки» на май.

Источник в «Шахте Сибирской» говорит, что в мае компания планирует поставить до примыкающей к терминалу в Тамани железнодорожной станции Вышестеблиевская более 100 тыс. т угольного концентрата. В июне планируется продолжать отгрузки в направлении порта, так как южное направление — «стратегически важное для отгрузок угольной продукции», отмечает собеседник. «Перспективы работы через терминал ОТЭКО зависят от того, насколько рыночной будет ставка на перевалку энергетического угля в порту. Она должна отражать реалии соотношения затрат на добычу, логистику и цены реализации на внешних рынках», — добавил он.

Дорогая логистика

Источник на угольном рынке говорит, что доля логистических затрат при экспорте энергетического угля сегодня превышает 50%, а в некоторых случаях и 75%, как при его поставках в Турцию. «Стоимость сибирского угля FCA (без учета расходов на транспортировку) не превышает 25% от конечной цены на продукцию. При цене в Турции на уголь калорийностью 6 тыс. ккал на уровне $92 логистика от шахты до турецкого порта стоит около $70», — утверждает он. Собеседник РБК отметил, что эта ситуация касается только энергетических углей — у коксующейся группы другая специфика.

РБК направил запросы в пресс-службы «СДС-Угля», «Талтэка», «Шахты Сибирской», «Силы Сибири», угольной компании «Сибирская» и «Разреза Инского», а также обратился за комментариями к представителям «Сибантрацита» и «Кузбассразрезугля», которые по итогам 2023 года стали лидерами по отгрузке угля на терминал ОТЭКО (6 млн т и 2,8 млн т соответственно).

Ранее, в апреле, коммерческий директор по навалочным грузам ОТЭКО Александр Гаганов сообщал журналистам, что РЖД «пообещали» компании обеспечить доставку угля в адрес терминала на уровне 3 млн т ежемесячно с мая. В РЖД на такое заявление отреагировали предложением ОТЭКО «воздержаться от распространения недостоверной информации и сосредоточиться на заключении реальных договоров поставок».

Бойкот и пересмотр тарифов

В феврале грузовладельцы объявили бойкот ОТЭКО и сняли заявки на поставки угля в адрес Тамани — так они добивались снижения ставок на перевалку своей продукции.

Приостановка поставок топлива на терминал сказалась на результатах погрузки РЖД: в первом квартале она снизилась на 3,1%, до 259,9 млн т. Ключевым фактором такого падения в холдинге называли сокращение спроса на перевозки экспортного угля в порты юга. В конце марта Андрей Белоусов, занимавший тогда должность первого вице-премьера правительства, поручил РЖД совместно с Минтрансом разобраться со снижением объемов перевозки и исправить ситуацию. В ходе совещания, проведенного Белоусовым, представитель Минэнерго сообщал, что поставки на угольный терминал ОТЭКО на тот момент были приостановлены «в связи с запретительными для угольных компаний ставками перевалки грузов».

Экспортные цены на российский уголь упали до минимумов за три года
Бизнес
Фото:Sean Gallup / Getty Images

Собеседники РБК на угольном рынке сообщали, что в январе 2024 года тариф терминала ОТЭКО в Тамани достигал $38 за тонну, тогда как ставки на других терминалах Азово-Черноморского бассейна были ниже в разы: НМТП предлагал перегружать уголь на морские суда за $14 за тонну, Туапсинский морской торговый порт — $15 за тонну, Таганрогский морской торговый порт — $11 за тонну. В январе 2023 года тарифы в Тамани колебались в районе $34,5–35 за тонну угля.

В середине апреля ОТЭКО сделал угледобывающим компаниям и трейдерам официальное предложение переваливать уголь по цене $18 за тонну. С учетом скидок цена может составлять и $16, уточнил представитель ОТЭКО.

В апреле негативная динамика в перевозках по железной дороге сохранилась, в том числе из-за стабильно невысокого спроса на перевозки угля.

Александр Котов, руководитель направления консалтинга Neft Research, считает, что в условиях низких цен на мировом угольном рынке даже существенно «скорректированные вниз» ставки перевалки в портах не позволяют угольным компаниям заметно увеличить рентабельность экспорта.

Новейшие практики
цифрового обслуживания
Авторы
Теги
Персоны
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 июля
EUR ЦБ: 95,57 (+0,59)
Инвестиции, 05 июл, 17:37
Курс доллара на 6 июля
USD ЦБ: 88,13 (+0,01)
Инвестиции, 05 июл, 17:37
Греческий фрегат отразил атаку дронов на корабль в Аденском заливе Политика, 12:29
Лукашенко призвал россиян и украинцев покупать землю в белорусских селах Политика, 12:18
Алсу подала иск о разделе имущества с мужем Общество, 12:16
Французский премьер проголосовал во втором туре парламентских выборов Политика, 12:03
Почему гречку называют суперфудом: все преимущества продукта РБК и Мистраль, 11:55
На Кубани спустя сутки потушили пожар на атакованной дронами нефтебазе Политика, 11:43
Bloomberg узнал об опасениях Мелони из-за победы Ле Пен Политика, 11:41
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Кир Стармер заявил о переполненности британских тюрем Политика, 11:26
В Херсоне раздались взрывы Политика, 11:23
Власти оценили время ремонта газопровода после пожара под Алуштой Общество, 11:18
Какие бывают виды налогов в России: примеры Инвестиции, 11:00
«Стена денег»: когда закончится безумный рост S&P 500 — Goldman Sachs Pro, 11:00
Суд на два года смягчил наказание бизнесмену, судившемуся с IKEA Общество, 11:00
Как «Хачо и пури» и «Пхали-хинкали» в три раза увеличили число заказов РБК и Mango Office, 10:54