Глава КАМАЗа раскрыл инвестиции Варданяна в новый электромобиль
Гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин и бизнесмен Рубен Варданян инвестировали в компанию «Кама», которая будет выпускать российский электромобиль «Атом», примерно по $1 млн. Об этом Когогин рассказал журналистам в кулуарах Петербургского экономического форума, передает корреспондент РБК.
«На старте порядка миллиона долларов каждый из нас вложил. Я не скрываю, я акционер КАМАЗа, и два года я принимал решение, семья соглашалась с этим, что я не получал дивиденды с КАМАЗа, а вкладывал их. Я кеш, который должен был получить сам лично, перекачивал в «уставник» «Атома». И на этом проект стартовал», — пояснил топ-менеджер.
О том, что Варданян стал партнером Когогина в проекте создания электромобиля, стало известно в декабре 2021 года, но тогда их суммы инвестиций не раскрывались. «Я присоединился к консорциуму инвесторов, поверил в этот проект и поддержал ребят на этапе идеи. Считаю, что его ждет большое будущее», — говорил Варданян «Ведомостям». Но в сентябре 2022 года бизнесмен отказался от российского гражданства и переехал в Нагорный Карабах, где несколько месяцев занимал должность государственного министра непризнанной республики. Сейчас компания «Варданян, Бройтман и партнеры» принимает активное участие во всех мероприятиях проекта, но больше не вносит в него денег, сказал глава КАМАЗа.
С тех пор совладельцем «Камы» стали КАМАЗ, его доля не раскрывается. «Мы вступили уже [в проект «Атом»]. Переговоры идут. Как минимум за нами источники энергии, мы приобрели соответствующую технологию, пока проводим сборку, но в перспективе у нас полная локализация на калининградском заводе, — заявил глава «Росатома» Алексей Лихачев в ноябре 2022 года. — Мы будем двигаться к увеличению нашей доли в технической компетенции этого автомобиля». В мае 2023 года сообщалось, что принадлежащий «Ростеху» Новикомбанк профинансирует проект «Атом» на 10 млрд руб.
До конца 2023 года «Кама» намерена провести испытания батареи, созданной совместно с «Росатомом», а также других агрегатов — подвески, рулевой системы, шасси. Сборка первого электромобиля намечена на конец 2024 года, а к середине 2025 года компания намерена перейти к серийному выпуску и массовым продажам. 1 июня Когогин говорил, что электромобили «Атом», скорее всего, будут собирать на заводе «Москвич», где КАМАЗ выступает технологическим партнером после ухода Renault.