Перейти к основному контенту
Нефть дешевеет ,  
0 

Проект «Суммы» в Роттердаме погубило отсутствие интереса нефтяников

Группа «Сумма» Зиявудина Магомедова решила не строить нефтяной терминал Tank Terminal Europoort West (TEW) в Роттердаме после четырех лет подготовки. Помешала не политика, а позиция российских нефтяных компаний
Порт Роттердама
Порт Роттердама (Фото: portofrotterdam.com)

Терминал раздора

Об отказе от проекта строительства терминала говорится в совместном сообщении дочерней компании «Суммы» Standard TT и порта Роттердама. Тендер на право строительства нефтяного терминала Standard TT выиграла в 2011 году. Тогда «Сумме» принадлежало 75% Standard TT, а 25% — консорциуму VTTI, принадлежащему нефтяному трейдеру Vitol и малайзийской MISC Bhd. Предполагалось, что терминал сдадут в эксплуатацию в 2015 году, инвестиции составят €1 млрд: 80% вложит Standard TT, а 20% — порт Роттердама. Позже дату ввода в эксплуатацию сдвинули на 2016 год, а потом и на 2017 год.

Терминал нужен был для транспортировки нефти марки Urals из порта Приморск (входит в группу Новороссийского морского торгового порта) и продажи сырья на условиях FOB (продавец берет на себя доставку). Объем перевалки нефти планировался в 50 млн т в год, нефтепродуктов — 12 млн т.

На базе порта «Сумма» хотела создать торговую площадку для нефти сорта Urals. Для этого она пыталась привлечь в проект «Транснефть», с которой совместно владеет 50,1% акций группы НМТП. «Задача «Транснефти» виделась в обеспечении плеча для нефти от Приморска до Роттердама, причем морская логистика должна была быть на минимуме фрахтовой ставки. Получалось, что наша работа, по мнению «Суммы», стоила ноль копеек! » — объяснял в интервью «Коммерсанту» президент монополии Николай Токарев. Переговоры с монополией закончились ничем.

В 2013 году Standard TT получила в аренду участок, а затем начался сбор разрешений, рассказал РБК источник, близкий к компании. В 2014 году на руках у «Суммы» были все разрешения, говорит экс-сотрудник компании.

Вначале VTTI покинул проект «Суммы», продав свои 25% «Сумме». «Ведомости» писали, что новым партнером компании ​может стать «Роснефть», но эта информация не подтвердилась. Летом того же года у проекта начались первые проблемы.

Депутаты и рынок

В августе 2014 года муниципальные депутаты Роттердама Рейнир де Йонг (партия «Роттердам, пригодный для жизни») и Арно Бонте (партия «Левые зеленые») объявили о намерении добиться запрета на строительство терминала. Такая возможность у них была, поскольку город — совладелец порта. Представитель «Суммы» тогда говорил, что проект по-прежнему интересен компании и он будет реализован.

В декабре прошлого года владелец «Суммы» Зиявудин Магомедов в интервью РИА Новости говорил, что, несмотря на непростую геополитическую ситуацию (санкции против России), с проектом в Роттердаме нет трудностей. «Мы движемся в соответствии с графиком», — утверждал он тогда.

Причины расторжения контракта в сообщении «Суммы» и порта Роттердама не называются. Представитель «Суммы» сказал РБК, что проект решили свернуть из-за изменения конъюнктуры нефтяного рынка. Он добавил, что у «Суммы» остается бункеровочный бизнес в порту Роттердама.

Строительство должно было начаться в ближайшее время, велись работы по выбору подрядчика, но группа и порт проанализировали рынок и решили, что в текущей конъюнктуре проект не стоит реализовывать, сказал РБК источник, близкий к компании. Ситуация на рынке стала напряженной, в том числе с точки зрения привлечения финансирования, объясняет он. Экспорт российской нефти переориентируется на восточное направление, а маржинальность нефтепродуктовых заводов в Европе упала, поясняет собеседник РБК. «Терминал был в первую очередь ориентирован на сырую нефть, а сейчас выгоднее поставлять в Европу нефтепродукты», — говорит он.

Старший аналитик «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин считает, что приведенные аргументы вряд ли могут быть реальной причиной расторжения контракта. «Можно построить универсальный терминал — для нефти и для светлых нефтепродуктов, «Сумма» могла бы его перепроектировать, если бы считала, что нефть не пойдет», — говорит он. Но источник, близкий к компании, отмечает, что перепроектировать терминал нельзя, по условиям конкурса.

Нефтяникам порт не нужен

Возможной причиной отказа от проекта может быть то, что он так и не получил поддержку нефтяников. В начале июня Владимир Путин провел совещание, на котором, в частности, обсуждалось строительство терминала в порту Роттердама. «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники писал, что речь шла о гарантированной загрузке терминала 20 млн т нефти ежегодно, но эту идею не поддержали ни министр энергетики Александр Новак, ни главы ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти» и «Роснефти». Позже, 10 июня, Новак заявил, что Минэнерго вряд ли сможет обязать компании поставлять нефть в порт Роттердама.

«Какой-то экономической целесообразности использовать этот терминал для себя мы не видим, потому что сейчас у нас более 75% продается до Роттердама. Это или Финляндия, или Швеция, или Германия, или Польша. И везти в Роттердам, чтобы потом везти обратно в Порвоо, мне кажется, немного глупо. И в принципе объем поставок в Роттердам у нас небольшой, за прошлый год было всего шесть грузов. Здесь для нас никакой экономики нет», — объяснял в июне глава «Газпром нефти» Александр Дюков (цитата по Интерфаксу).

В «Транснефти» всегда относились со скепсисом к идее строительства нового терминала в Роттердаме, сказал РБК в четверг представитель монополии Игорь Демин. «Сумма» планировала очень большие инвестиции, но в этом проекте было слишком много рисков, добавил он: «В Роттердаме и так избыток емкостей».

Порт Роттердама готов отдать эту площадку другим участникам под строительство такого же терминала. Разрыв контракта с «Суммой» не окажет существенного влияния на объемы перевалки нефти и нефтепродуктов, поставляемых из России в Роттердам, приводит сообщение порта Интерфакс.

Депутат Бонте, протестовавший против строительства терминала, доволен отказом сторон от проекта. «Не знаю какие потери понесла «Сумма», но думаю, это победа для жителей Роттердама, окружающей среды и стабильного будущего нашего порта», — сказал Бонте РБК.

Генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров считает, что основная причина отказа от проекта — отсутствие адекватной господдержки. Без гарантии загрузки этого терминала реализация проекта невозможна, отметил он. По его словам, «Сумма» без поддержки госбанков не смогла бы привлечь финансовые ресурсы на этот проект. В меньшей степени сыграли рыночные факторы — низкие цены на нефть, налоговый маневр и параметры экспорта грузопотоков из России, добавляет эксперт.

При участии Ольги Лукиной

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 15 февраля
EUR ЦБ: 94,89 (-0,03)
Инвестиции, 14 фев, 17:48
Курс доллара на 15 февраля
USD ЦБ: 90,31 (-0,72)
Инвестиции, 14 фев, 17:48
Уиткофф ответил на вопрос о территориальных уступках по УкраинеПолитика, 21:23
Конор Макгрегор позвал Федора Емельяненко в крупнейшую лигу кулачных боевСпорт, 21:15
Bloomberg узнал о плане ЕС нарастить военные расходы и помощь УкраинеПолитика, 21:06
Активистка потребовала от Маска публично признать их общего ребенкаОбщество, 20:53
Порошенко назвал возможные сроки президентских выборов на УкраинеПолитика, 20:27
Российские баскетболисты обыграли легионеров в Матче звезд Лиги ВТБСпорт, 20:25
Уолтц назвал ключевые условия для проведения переговоров по УкраинеПолитика, 20:21
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Зеленский вновь исключил признание утраченных Украиной территорийПолитика, 20:15
Каким будет ИТ будущегоРБК и Corpsoft24, 20:07
Ирландский жокей умер в 24 года после падения на скачкахСпорт, 19:55
В Ессентуках женщина вытерла ноги о баннер, посвященный 80-летию ПобедыОбщество, 19:43
Reuters опубликовал вопросы США к ЕС по урегулированию на УкраинеПолитика, 19:37
Чемпион «Дакара» согласился на ампутацию ноги после тяжелой аварииСпорт, 19:27
Полиция начала проверку после концерта ребенка-рэпера в ночном клубеОбщество, 19:23