Интернет-ретейлер Enter закрыл все свои магазины
В прибыль не вышли
На прошлой неделе компания Enter закрыла все свои монобрендовые офлайновые магазины, сообщил РБК один из ее партнеров. Эту информацию подтвердил гендиректор онлайн-ретейлера Михаил Рубин. По его словам, последние 30 розничных точек сети были закрыты 12 ноября. Продолжили работу только пять магазинов под брендом Tchibo, запущенные Enter совместно с одноименным немецким ретейлером.
«Мы полностью переходим на онлайн-модель работы. Модель с офлайновыми магазинами полностью себя изжила», — говорит Рубин. По его словам, Enter будет сотрудничать со сторонними пунктами выдачи товаров, а также продолжит развивать доставку на дом и партнерский проект «магазин в магазине» в «Евросети».
Закрытие собственных магазинов было вызвано их убыточностью, объяснил Рубин, опыт показал, что сервис доставки стоит дешевле: на единицу проданного товара расходы магазина составляли около 2 тыс. руб., при этом средний чек был не намного выше — 3 тыс. руб.; доставка же с учетом всех расходов на инфраструктуру обходится в 200–500 руб. в зависимости от региона.
От своих офлайновых магазинов Enter избавлялась постепенно: на начало 2014 года, как сообщала компания, у Enter было 128 точек, в середине 2015-го — около 100.
Еnter, по задумке бывшего владельца ретейлера Максима Ноготкова и его партнера Сергея Румянцева, должна была стать российской копией британского Argos — мультиканальным ретейлером. Был придуман гибрид традиционной и онлайн-торговли, когда потребитель может заказать товар дистанционно, а забрать в магазине. Магазины задумывались как шоу-рум, в которых покупатель может выбрать и заказать товар при помощи электронных терминалов, получить свои заказы. Несколько лет назад топ-менеджеры Enter рассчитывали, что компания выйдет на операционную безубыточность в 2015 году, количество магазинов увеличится до 1 тыс., а оборот будет исчисляться миллиардами долларов.
Новый собственник и кредитор
Компания Enter была основана экс-владельцем группы «Связной» Максимом Ноготковым в 2011 году. В ноябре 2014-го Ноготков не смог расплатиться по кредиту, полученному от группы ОНЭКСИМ, — $120 млн. Долг был оформлен на компании Enter, Trellas, операционные структуры сети «Связной» и другие фирмы. При этом суммарный долг Enter перед Trellas и Промсвязьбанком составлял 6,5 млрд руб.
Сейчас «Связной», Связной банк, Enter и другие проекты контролирует группа Solvers, принадлежащая Олегу Малису. 21 октября 2015-го Solvers выкупила у Промсвязьбанка права требования по задолженности Trellas и Enter, которая была обеспечена активами ретейлера, таким образом Малис стал и основным владельцем, и основным кредитором Enter.
Enter не раскрывает отчетность уже девять месяцев. По собственным данным компании, ее валовый оборот в 2014 году достигал 9 млрд руб. (+22% к 2013-му). По данным СПАРК, выручка Enter в прошлом году составляла чуть менее 7,66 млрд руб., чистый убыток — 3,66 млрд руб. В рейтинге Forbes «20 крупнейших онлайн-магазинов России» за 2014 год Enter занимает восьмое место.
С миллиардом долга
По данным Enter, сейчас ее общая задолженность перед поставщиками равна 1,2 млрд руб., в среднем просрочка составляет полгода. С дистрибьютором техники — торговым домом «Абсолют», на который приходится половина задолженности, Enter уже удалось договориться о реструктуризации долга — об этом обе компании объявили в июне. Ранее Рубин утверждал, что удалось договориться и с другими крупными дистрибьюторами: размер долга перед ними он оценивал в 30% общей задолженности.
В конце октября Enter попросил своих поставщиков поддержать компанию и не обращаться в арбитраж с требованиями о взыскании задолженности за поставленные товары, а также отозвать наложенные судами аресты на счета. Таково было краткое содержание письма к партнерам ретейлера (есть в распоряжении РБК), отправленного 21 октября. Несмотря на это обращение, в ноябре количество исков к Enter от ее контрагентов продолжило расти.
На конец октября, по данным информационной системы Kartoteka.ru, Enter выступал ответчиком по 252 арбитражным делам на общую сумму 850,7 млн руб. По состоянию на 16 ноября количество исков составило уже 262, а сумма выросла до 869 млн руб. Среди компаний, выдвигающих судебные претензии, — поставщики широкого круга товаров: от товаров для детей до электроники и бытовой техники.
Как стало известно РБК, компания снова обратилась к поставщикам: 2 ноября контрагентам Enter было направлено письмо за подписью Рубина, в котором партнерам предложили дисконтные векселя на сумму задолженности без учета пеней, компенсаций и иных начислений. Рубин подтвердил подлинность письма. По его словам, оно было направлено тем компаниям, которые получили исполнительные листы по искам о взыскании задолженности. Рубин сообщил, что некоторые кредиторы согласились получить такие векселя, однако отказался назвать эти компании.
Что стало с другими главными активами Максима Ноготкова
«Связной»
Сеть магазинов по торговле цифровой техникой сегодня насчитывает более 3 тыс. магазинов. По данным компании, ее выручка в 2014 году составила 111 млрд руб., EBITDA — 4,4 млрд руб. В конце 2014 года ГК «Связной», в которую входит ретейлер, не смогла погасить долг перед ОНЭКСИМом Михаила Прохорова, державшим в залоге контрольный пакет материнской компании холдинга, кипрской Trellas Enterprises. В результате у Ноготкова осталось 40,95% Trellas Enterprises, а владельцем 51% стал Олег Малис (ОНЭКСИМ переуступил ему права требования по кредиту).
Pandora
ЗАО «Панклуб» развивает по франшизе в России сеть ювелирных магазинов Pandora. В России насчитывается 322 магазина сети. В мае 2014 года один из крупнейших кредиторов Ноготкова, Сбербанк, выкупил 35% «Панклуба», а также выдал кредит на развитие сети. Весной 2015 года Сбербанк предъявил свое право на обратную продажу (пут-опцион) акций «Панклуба». Однако Trellas не исполнила обязательства по выкупу акций, в результате банк стал владельцем заложенных в качестве обеспечения по предоставленному «Панклубу» финансированию оставшихся 65% акций. В апреле стало известно, что Сбербанк ведет переговоры о перепродаже «Панклуба», причем в числе претендентов рассматривается Олег Малис.
Связной банк
На 1 января 2015 года имел активы на 63,4 млрд руб. По МСФО за 2014 год банк получил убыток в 7,6 млрд руб., что в три раза больше, чем за 2013 год. С 27 апреля 2015 года контроль над банком перешел к компании Олега Малиса North Financial Overseas Corp. В настоящее время для банка ищут санатора. Если поиск не увенчается успехом, на внеочередном собрании 9 декабря акционеры рассмотрят вопрос о ликвидации организации.
Непростые решения
Онлайн-ретейлеры стараются задействовать все больше каналов продаж, но мультиканальность — все-таки серьезный вызов, рассуждает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров: «Пока компания находится на стадии агрессивного стартапа, конфигурации продаж могут быть какие угодно, но как только речь идет о рентабельности, нужно принимать непростые решения. Модель, заложенная в Enter, изначально не была рабочей, это был стартап, который требовал постоянных вливаний и не обладал рыночной силой. Сегодня для многих компаний даже для содержания собственного пункта выдачи нужен очень большой объем продаж, не говоря уже о магазине». Эксперт приводит в пример модель сети «Связной», у которой только в 400 точках из более чем 3 тыс. есть пункты выдачи. «Иначе просто невозможно управлять остатками», — объясняет Бурмистров.
По его мнению, из классических онлайн-ретейлеров работать по мультиканальной модели получается только у «Юлмарта». Ретейлер делает упор сразу на несколько форматов: небольшие пункты выдачи заказов Outpost, круглосуточные центры исполнения заказов и пригородные центры распределения и исполнения заказов, размещающиеся на площадях свыше 15 тыс. кв. м.
В 2013 году сеть «Эльдорадо» пыталась протестировать пункты выдачи для своих интернет-покупателей, но спустя несколько месяцев свернула проект. Тогда же полностью отказался от офлайновых продаж в пользу доставки на дом онлайн-ретейлер «Утконос».
В начале 2015 года первый российский пункт выдачи открыл китайский онлайн-гигант AliExpress, а августе офлайн-магазин запустил сайт KupiVIP. Пробует работать в гибридном формате и Wikimart — компания открывает магазины-склады: в первой московской точке из 12 тыс. кв. м только 300 кв. м занимает торговая площадь, а остальное — склад. В магазине можно заказать и получить хранящийся здесь же товар — всего 10 тыс. наименований, еще 90 тыс. наименований могут быть выданы только на следующий день.
Онлайн-торговля в цифрах
43 тыс. интернет-магазинов насчитывалось в Рунете в 2014 году. В 2013-м их было 39 тыс.
Около 50 интернет-магазинов, по данным InSales, относятся к категории крупных (имеющих более 1 тыс. заказов в сутки)
713 млрд руб. составил оборот онлайн-торговли в России в 2014 году
30% покупок россиян в денежном выражении пришлось на зарубежные онлайн-магазины
1 трлн руб., по прогнозу InSales, достигнет объем рынка интернет-торговли в 2016 году
$1,3 трлн составил объем мирового рынка электронной коммерции в 2014 году
3,3 тыс. руб. равен средний чек в российских онлайн-магазинах
25,4 млн россиян совершили онлайн-покупки в 2014 году — на 37% больше, чем в 2013 году
26,6% среднесуточных заказов россиян в онлайн-магазинах в 2014 году пришлось на категорию «Одежда и обувь»
40,1% в общероссийском объеме рынка онлайн-торговли приходится на Москву. На втором месте — Санкт-Петербург (11,5%)
Источники: Ассоциация компаний интернет-торговли, InSales