Нефтяники отправили Путину программу поддержки отрасли в кризис
Экология и утилизация
Письмо президенту было отправлено в понедельник. Его подписали главы ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, «Газпром нефти» Александр Дюков, «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, «Башнефти» Александр Корсик и «Татнефти» Наиль Маганов. Президент «Роснефти» Игорь Сечин свою подпись не поставил.
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сообщил РБК, что письмо пока не получено.
Нефтяные компании пишут, что существует целый ряд неналоговых обременений (платежи, сборы, штрафы) в отрасли, сокращение которых может существенно улучшить экономическую ситуацию в нефтяной промышленности.
Свои пожелания нефтяные компании разделили на четыре группы. В первые две входят отказ от избыточных требований, которые приводят к материальным издержкам, а также временное смягчение либо отсрочка вступления в силу ряда жестких требований, в основном из области платежей за природопользование и экологию, которые «являются чрезмерными в условиях текущей экономической ситуации». Третья и четвертая группы предусматривают устранение противоречий в законодательстве.
В первую очередь речь идет о снижении на период кризиса (до 2018 года) коэффициентов расчета штрафов за сверхнормативное сжигание попутного нефтяного газа (ПНГ) и учете в налоговой составляющей инвестиций для внедрения технологий по утилизации ПНГ.
Также нефтяники против вступления в силу закона о создании ликвидационных фондов, предусматривающих заморозку средств на счетах для ликвидации возможного экологического ущерба от деятельности уже в 2016 году, и предлагают отложить это как минимум до 2018 года.
Отдельно они обращаются к размерам платежей за утилизацию отходов производства, за водоснабжение, водоотведение и для защиты леса. Наконец, есть претензии к планам сосредоточить охрану объектов ТЭК только в руках структур Минэнерго и МВД.
Без подписи Сечина
По словам источника в одной из компаний, чьи топ-менеджеры подписали письмо, представленные в письме инициативы поддерживают все поставившие свою подпись топ-менеджеры компаний. Подготовка предложений заняла более месяца. «Роснефти» также предлагали поставить подпись под документом и внести в него свои коррективы, однако ответа не последовало и документ ушел адресату без визы.
Собеседник РБК подчеркнул, что прямых переговоров с Игорем Сечиным ни один из подписавших письмо топ-менеджеров не инициировал: оно проходило по линии сотрудников «Роснефти», отвечающих за связи с госорганами. Источник в «Роснефти» сообщил РБК, что не знаком с таким письмом. Однако объяснил, что ряд содержащихся в нем требований попросту неактуален для компании: например, ей оставили право содержать собственную службу безопасности.
В пресс-службах «Роснефти», а также ЛУКОЙЛа, «Башнефти», «Газпром нефти» содержание письма не комментируют. С представителями «Татнефти», «Сургутнефтегаза» и Минприроды связаться не удалось.
Ответ чиновников
Источник РБК в Минприроды объясняет, что ведомство не готово идти на смягчение некоторых санкций из-за кризиса. Так, штрафы за сверхнормативное сжигание ПНГ в 2014 году выросли всего лишь на размер инфляции.
Что касается создания ликвидационных фондов, то закон еще не рассмотрен Госдумой и, по его мнению, может не вступить в силу в 2016 году из-за необходимости доработки. Мера страхования от непредвиденных экологических катастроф и по устранению нанесенного вреда не отвлечет значительные средства нефтяников: взносы на них предусмотрены для новых месторождений, и то после их выхода «на полку» добычи нефти, то есть формально меры могут вступить в действие не ранее 2018 года (о чем и просят компании).
Ведомство уже пошло на уступки, например предложив снизить вдвое размер разового платежа за пользование недрами из-за роста НДПИ в ходе налогового маневра: в прежней редакции этого закона платеж должен был составлять 10% от уплачиваемого НДПИ в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации по нефти или газовому конденсату, в новой – 5%.
Четыре списка для Путина
Нефтяные компании разбили свои просьбы и рекомендации на четыре группы: избыточные требования, отсрочка недавно вступивших требований, устранение противоречий в законах и подзаконные акты.
Группа 1
•Ежегодный обязательный экологический аудит влечет за собой дополнительные финансовые издержки по всем предприятиям.
•Для создания финансовых гарантий ликвидации чрезвычайных ситуаций предлагается использовать институт страхования вместо формирования резервов материальных и финансовых ресурсов.
•Нормы действующего федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» не учитывают реалии сбросов и подключения компаний в системе водоснабжения.
•Нужны исключения для компаний в части защиты леса, прилегающего к месторождениям.
•Передача охраны объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена высокая или средняя категория опасности, исключительно к компетенции подразделений Минэнерго России и полиции скажется на качестве этих услуг.
•Пользователи недр дважды уплачивают денежные средства за превышение предельной нормы сжигания попутного нефтяного газа.
•Предусмотрено ограничение величины бездействующего фонда скважин в размере не более 10% от эксплуатационного фонда – это невыполнимо на месторождениях с девятью скважинами и менее.
•Нет утвержденных методических рекомендаций по компенсации убытков при изъятии земель у собственников.
Группа 2
•Предлагается в качестве временной меры рассмотреть вопрос о снижении повышающих коэффициентов на два года для тех предприятий, у которых разработаны планы по снижению сверхнормативного сжигания попутного нефтяного газа.
•Необходимо перенести с 1 января 2016 года на 2018 год обязанность по ликвидации прошлого экологического ущерба.
•Предлагается освободить от платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т, транспортные средства, предназначенные для перевозки горюче-смазочных материалов.
•Ввести мораторий как на исполнение ранее выданных предписаний Росприроднадзора и уведомлений Роснедр в отношении выполнения недропользователями объемов поисково-разведочных работ и сроков ввода месторождений в разработку, так и моратория на выдачу новых предписаний и уведомлений.
•Ростехнадзор запланировал на 2015 год реализацию пилотного проекта «Информационная система мониторинга промышленной безопасности». Рассмотреть вопрос о переносе сроков реализации проекта на два года.
Группа 3
•Проект федерального закона «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О недрах» в части уточнения лицензий на пользование недрами, порядка досрочного прекращения права пользования недрами, а также упорядочения процедуры проведения аукционов и конкурсов на право пользования недрами» содержит нормы, противоречащие принятому федеральному закону от 24.11.2014 №366-ФЗ, утвердившему параметры «налогового маневра». В том числе вводит существенное увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат.
Группа 4
•Необходимо отказаться от повышения ставок за негативное воздействие на окружающую среду на ближайшие два-три года. Необходимо разработать нормативный акт, позволяющий проводить корректировку в сторону снижения размера платы за негативное воздействие в том случае, если предприятие тратит средства на мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
•Перенести до 2018 года срок вступления в силу проекта закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления обязанности пользователей недр по созданию ликвидационных фондов».
•С наступлением паводковых периодов администрации большинства нефтедобывающих регионов ежегодно принимают нормативно-правовые акты по взиманию платы за проезд большегрузной техники в паводковый период. В значительном количестве случаев обязанность по уплате соответствующей платы приводит к появлению коррупционных схем.