Крупнейшая грузовая авиагруппа России практически приостановила полеты
Она не может летать из-за западных санкций и риска ареста самолетовПять авиакомпаний крупнейшей российской грузовой авиагруппы «Волга-Днепр» Алексея Исайкина, специализирующейся на перевозках по всему миру, практически остановили полеты. На неделе, начавшейся 14 марта, группа выполнила только два полета: 15 марта — из Пекина во Владивосток, 16 марта — из Москвы в Братиславу (здесь и далее данные FlightRadar 24). Оба полета осуществил одноименный чартерный перевозчик «Волга-Днепр» на самолетах Ан-124 и Ил-76.
Другие перевозчики группы не летают несколько дней. Две российские «дочки» группы — AirBridgeCargo и «Атран» — совершили последние рейсы 13 марта, британская CargoLogic Air и немецкая CargoLogic Germany — 11 марта.
1 марта Ил-76 выполнял аналогичный перелет из Москвы в Братиславу. «Самолет перевозил ядерное топливо для осуществления его своевременной и плановой замены на атомной электростанции», — пояснял тогда РБК через представителя исполнительный операционный директор группы Константин Векшин.
Общедоступный веб-сервис FlightRadar 24 собирает информацию о полетах воздушных судов в автоматическом режиме, но самолеты должны быть оснащены приемопередающим устройством — транспондером типа ADS-B. Источник в «Волга-Днепр» подтвердил, что данные FlightRadar 24 корректно отражают ситуацию в группе — она практически полностью прекратила полеты. Это же подтвердил работник одной из авиакомпаний группы. Представитель «Волга-Днепр» сказал РБК, что пока не готов давать комментарии по ситуации с приостановкой полетов.
Лидер рынка
По данным Росавиации, группа «Волга-Днепр» занимала 47% российского рынка авиационных грузоперевозок в январе 2022 года. Тогда авиакомпании AirBridgeCargo (первое место по грузопотоку в отрасли), «Атран» (седьмое место) и «Волга-Днепр» (11-е место) перевезли вместе 54,1 тыс. т (рост на 1,8% к январю 2021 года).
С какими сложностями столкнулась группа
Бизнес группы «Волга-Днепр» был направлен на глобальный рынок грузоперевозок. «Своим трудом мы создаем надежные воздушные мосты для обмена результатами труда людей по всему миру», — говорится на ее сайте. В 2019 году на международные рейсы AirBridgeCargo приходилось 99,8% всех ее грузовых перевозок, у «Волга-Днепр» — 98,6%, у «Атрана» — 65% (данные Росавиации и Транспортной клиринговой палаты).
В пандемию COVID-19 из-за сокращения полетов пассажирских авиакомпаний, на которые приходилась примерно половина перевезенных авиагрузов в мире, бизнес «Волга-Днепр» продолжал расти. По итогам 2020 года российские грузовые авиакомпании получили около 50 млрд руб. чистой прибыли против убытка 6 млрд в 2019 году (более свежих данных нет). Почти вся прибыль (более 48 млрд руб.) пришлась на AirBridgeCargo, «Атран» и «Волга-Днепр». Снижение трафика пассажирских авиакомпаний повысило спрос на услуги грузовых перевозчиков, рассказывал РБК гендиректор «Атрана» Виталий Андреев. По его словам, группа «Волга-Днепр» успешно адаптировалась к изменившемуся рынку, продемонстрировала гибкость и эффективность в управлении парком грузовых самолетов. «В 2020 году суточный налет самолетов AirBridgeCargo вырос до 14–15 часов [на одну машину]. Парк «Атрана» летает сейчас в среднем почти 13 часов в сутки [на одну машину], до пандемии — 6–7 часов», — добавлял Андреев.
В январе—феврале 2022 года самолеты «Волга-Днепр» совершали ежедневно несколько десятков рейсов. Так, 23 февраля по всему миру летали 34 самолета группы, в этот день они выполнили более 80 рейсов (данные FlightRadar 24). У группы около 50 грузовых самолетов Boeing, Ан и Ил. Но международные санкции, введенные после начала спецоперации российских войск на Украине, негативно сказались не только на пассажирских авиакомпаниях, но и на группе «Волга-Днепр». 26 февраля европейские власти запретили продажу всех самолетов, запасных частей и оборудования российским перевозчикам, а также техобслуживание их воздушных судов. На следующий день Евросоюз ввел запрет на полеты российских компаний над своей территорией.
С 13 марта авиавласти Бермуд приостановили действие сертификатов летной годности самолетов AirBridgeCargo и «Атрана». Без этих документов воздушным судам запрещено летать. На следующий день Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) отозвало сертификаты ремонтной организации группы — компании «Волга-Днепр Техникс Москва». По решению регулятора, без действующих сертификатов безопасности, позволяющих совершать полеты в воздушном пространстве Евросоюза, остались AirBridgeCargo, «Атран» и «Волга-Днепр». Кроме того, еще в конце февраля канадские власти задержали в Торонто самолет Ан-124 группы, перевозивший медицинский груз. Наконец, немецкие авиавласти остановили с 11 марта полеты CargoLogic Germany.
На этом фоне 9 марта летное руководство «Атрана» обратилось к пилотам с письмом. В нем говорилось, что из-за наложенных на Россию санкций перевозчику перекрыт «доступ ко всем ресурсам [для] нормального и безопасного существования», поэтому «Атран» «вынужден приостановить все полеты».
«Все авиакомпании группы практически полностью приостановили полеты, так как из-за международных санкций глобальный рынок, на который всегда ориентировалась «Волга-Днепр», стал для нее фактически закрыт», — говорит источник, близкий к группе. По его словам, есть редкие разовые чартерные рейсы, но для развития бизнеса их недостаточно.
Что будет с «Волга-Днепр»
«Менеджмент группы анализирует ситуацию, рассматривает варианты для переформатирования бизнеса, готового решения пока нет», — сказал источник, близкий к группе. «Но, конечно, последствия могут быть самыми грустными, так как за 30 лет работы «Волга-Днепр» с подобными вызовами не сталкивалась», — признал он.
Примерно 90% бизнеса «Волга-Днепр» приходится на международные грузовые перевозки, говорит профессор авиационных финансов Embry-Riddle Aeronautial University Виталий Гужва. По его оценкам, при сохранении санкций «Волга-Днепр» потеряет порядка $1,5 млрд выручки в год.
По словам исполнительного директора отраслевого агентства «Авиапорт» Олега Пантелева, в условиях западных санкций и ареста иностранных самолетов российских компаний у «Волга-Днепр» нет возможностей для сохранения бизнеса в прежнем формате. «Группа работала на глобальном рынке, и в этом секторе российским компаниям места не осталось», — объясняет эксперт. По его мнению, внутрироссийские перевозки и полеты между Россией и Китаем и другими странами, не поддерживающими санкции, — слишком маленький сегмент для масштабов бизнеса компании, даже если предположить, что конкуренты с этих направлений уйдут.
В этой ситуации владелец группы Алексей Исайкин может совершить «нестандартный ход», предполагает Пантелеев. К примеру, постараться продать значительную часть бизнеса и запустить высокотехнологичный стартап, основанный на российских разработках, допускает эксперт.
Другая грузовая авиакомпания — SkyGates (занимает третье место на рынке), эксплуатировавшая два Boeing 747, на фоне санкций передала воздушные суда родственному азербайджанскому перевозчику Silk Way West Airlines. Сейчас оба самолета зарегистрированы в реестре Азербайджана и выполняют полеты в том числе в Европу из Баку, по данным FlightRadar 24. РБК направил запросы в Sky Gates Airlines и Silk Way West Airlines. Представитель «Волга-Днепр» не комментирует возможность продажи части бизнеса или перерегистрации в другой стране.
«Ситуация на рынке меняется практически каждый день, и мы совершенно точно будем адаптироваться под новые реалии», — сообщил РБК представитель еще одной грузовой авиакомпании, «Авиастар-ТУ» (занимает шестое место), которая летает на шести Boeing 757 и трех Ту-204. Российские самолеты продолжают выполнять международные перевозки, добавил он. Последний раз за пределами России иностранные самолеты «Авиастар-ТУ» были 13 марта. Сейчас перевозчик использует Boeing для полетов внутри страны.