От БАМа до «Сапсана»: чем Владимир Якунин запомнился на посту главы РЖД
2007 год. Ребрендинг РЖД
Первым логотипом новой государственной компании, созданной в 2003 году, стал символ из колеса с двумя крыльями и перекрещенными молотками, напоминавший герб советского Министерства путей сообщения. Но в 2007 году совет директоров принял решение о ребрендинге устаревшего фирменного стиля. Новый красный логотип разрабатывало агентство BBDO Branding, которому госкомпания, по оценке экспертов «Ведомостей», заплатила не более $200 тыс.
2009 год. Запуск первого скоростного поезда
В декабре 2009 года компания «РЖД» запустила первый в России скоростной поезд, названный именем российской хищной птицы — «Сапсаном». Он курсировал между Петербургом и Москвой и регулярно ходит до сих пор. Под русским названием скрывается немецкий поезд производства Siemens. Первый контракт на поставку восьми таких поездов за 276 млн евро РЖД подписала с Siemens в 2006 году. В 2011 году был подписан еще один договор на то же количество поездов на 600 млн евро с учетом техобслуживания.
2009 год. Возобновление строительства БАМа
Самая долгая и дорогая инфраструктурная стройка Советского Союза — Байкало-Амурская магистраль — увяла в 1990-е годы из-за недостатка финансирования. Возрождать ее стали РЖД. По принятой монополией стратегии развития до 2030 года инвестиции в БАМ должны составить около 400 млрд руб., будет построено 13 новых железнодорожных линий. В 2009 году началась реконструкция первого участка со строительством Кузнецовского тоннеля почти за 60 млрд руб. В 2015 году на строительство БАМа правительство обещало дать 150 млрд руб. из Фонда национального благосостояния.
2012 год. Приватизация грузового парка
Главной задачей Якунина в РЖД стала реформа отрасли, основной целью которой было заявлено избавить компанию от транспортно-логистической функции, оставив ей только инфраструктуру. Часть реформы была проведена успешно: большая часть вагонного парка РЖД сейчас у частных железнодорожных операторов. В 2011 году 75% акций Первой грузовой компании, которой до этого была передана треть вагонов монополии, было продано на аукционе за 125,5 млрд руб. структурам Владимира Лисина. Вместе с тем другие задачи реформы, например создание частной локомотивной тяги, пока не выполнены.
2012 год. Европейские покупки
В отличие от вагонов с логистикой РЖД расставаться не спешила. Более того, в декабре 2012 года госмонополия закрыла сделку по покупке 75% акций одного из крупнейших европейских логистических операторов Gefco у французской PSA Peugeot-Citroen за 800 млн евро. Таким образом, российская компания впервые зашла на европейский рынок. А Gefco в свою очередь получила доступ к российским клиентам РЖД.
2015 год. Массовая отмена электричек
Начало 2015 года ознаменовалось кризисом пригородного движения. Из-за разногласий пригородных «дочек» РЖД и регионов относительно сумм компенсаций за убыточные перевозки в начале года было отменено около 300 электричек из 5000. Некоторые регионы, например Псковская область, полностью лишились пригородного железнодорожного сообщения. Только после того, как в феврале Владимир Путин прикрикнул на своих подчиненных во время встречи с членами правительства, поезда пошли. Но Минфину пришлось найти дополнительно 8,8 млрд руб. на решение проблемы.